вторник, 22 марта 2011 г.

Ноев ковчег. Музыкальная пьеса. Александр СИГАЧЁВ

http://www.armeniapedia.org/index.php?title=File:Ararat.jpg   
             
       Действующие лица и исполнители:

Странник -  странствующий, разочарованный жизнью актёр
Башкат - главарь бандитской шайки
Оля  - сестра милосердия в монастыре
Отец Аркадий - архимандрит, настоятель монастыря
Ведун - монах-проводник;
Кольцо - цыган, старший в таборе;
Калинка - молодая цыганка, дочь цыгана Кольцо
Старец - духовный наставник странника
     Место действия: Центральная часть России (первое и второе действие), Армения (третье действие, шестая картина);
     Время действия – начало третьего тычячилетия от Р.Х.
     В сценах принимают участие: городские рабочие и служащие, сельские крестьяне, торговцы на рынке, цыгане, бродяги, строители ковчега; цыганской ансамбль песни и пляски, детский хор.
     Нотное оформление спектакля представлено в приложении;  
     Основным музыкальным лейтмотивом пьесы служит мелодия песни «Без надежды надеюсь». В зависимости от сценического действия, мелодия «окрашивается» в разные музыкальные тона и ритмы.  
    
                                  МУЗЫКА

     Музыкальная драма «Ноев ковчег» - камерная, лирико-психологическая пьеса с напряжённым драматическим действием. Образ героя, вырвавшегося и бежавшего из неволи большого, душного, зачумлённого города, представлен в резко контрастных ситуациях. Мечтавший обрести душевный покой, он, однако, был отмечен жестоким проклятьем своего общества. Удары судьбы не сломили беглеца.
      Преодолев сильные душевные переживания, он  вырвался, наконец, на широкий русский простор. Колоритные картины русских просторов вдали от городов залечили его душевные раны. Здесь в музыкальном оформлении спектакля стали преобладать мелодии флейт и кларнета, овеянные чистотой и покоем, противопоставленные мрачным, зловещим мотивам жизни большого города.
     Детский хор проникнут безмятежным лирическим настроением.
     Разговор духовного старца отмечен благородством и мудрой простотой, сопровождается соответствующей возвышенной музыкой (мелодии  «Народных псалмов»).
     Пребывание странника в таборе скрашиваются ярким многоцветьем темпераментных цыганских ритмов. В женском танце плавные, сдержанные движения сменяются движениями задорно-оживлёнными. Мужской танец основан на подлинных цыганских мелодиях, завершается бурным неистовым плясом. Огненные пляски и зажигательные песни цыган не утешают странника в его стремлении божественному покою.
     Музыкальная драма, стремительно разворачивающаяся в начале, постепенно приближается к спокойному исходу для Странника. Он неуклонно стремиться к обретению покоя, несмотря на предчувствие надвигающейся угрозы всемирного потопа и разрушения. Он видит в этом неизбежное очищение мира и возрождение духа.
     В последнем акте пьесы мелодия живописует картину нового рассвета, торжество нового дня. Странник долго искал покоя и, наконец, обрёл его в стихии природы и в братском союзе, строителей нового Ноева ковчега на горе Арарат.
 
                            ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

                              АКТ ПЕРВЫЙ
     
     Занавес опущен. Вечерние сумерки. Слышна мелодия песни «Без надежды надеюсь», исполненная на виолончели в замедленном темпе. На авансцене появляется Странник – мужчина среднего возраста одетый в плащ. В одной руке у него небольшой чемодан, в другой он держит шляпу. Слышится душераздирающий шум большого города: грохот и скрежет транспорта, суета и мельтешение прохожих. Вспышки реклам ослепляют и одурманивают людей. От всего происходящего у странника голова идёт кругом.
     Странник ставит на землю свой небольшой чемодан, садится на него, обмахивает себя шляпой. Нервно достаёт из своего кармана носовой платок вытирает лоб, тяжело вздыхает, несколько раз подряд стучит себя ладонью по колену...
С т р а н н и к  (говорит усталым голосом) Пока силы меня совсем не покинули, надо, во что бы то ни стало вырваться из этого ада, как можно скорее и уйти, как можно дальше в глубину России  (долго кашляет). Только ещё вчера я считал себя вполне счастливым человеком, как и многие другие граждане сумасшедших городов. Квартира в центре города, ведущие роли в театре. И вдруг меня словно осенило, что всё это отвратительная ложь и мышиная возня. Друзья - предатели. В театрах – фарс и мыльные пузыри. Жена – ходячая глупая кукла, закодированная телесериалами. Ну, просто - караул! Ну, просто – полный вперёд! Всё с себя сними, отдай – и не откупишься. Один исход – бежать, бежать - куда глаза глядят без оглядки, подобно ветхозаветному Лоту – из Содома и Гоморры (города садизма и гомосексуализма). Как я благодарен этой нынешней своей счастливой, спасительной мысли (растирает себе виски, встаёт, закуривает, успокаивает сам себя) надо действовать спокойно! Всё дурное постепенно надо выдавливать из себя. И курить надо сразу бросать (сминает пачку сигарет, выбрасывает в урну). Я правильно себя повёл. Не стал никому ничего объяснять, собрал самые необходимые вещи, быстро оделся, отключил мобильный телефон и ушёл - куда глаза глядят, и даже входную дверь не запер на ключ. Пусть думают, что хотят, для них, для всех - я без вести пропавший... Теперь это обычное дело: вышел человек из дома и конец – ни ответа, ни привета. Думай, что хочешь, говори, что хочешь, а человека нет...
     Я представляю: жена с ужасом обнаружит незапертую дверь. Будет искать меня повсюду, звонить моим друзьям и знакомым, звонить в театр. Все будут только пожимать плечами, и разводить руками... Жена будет звонить в больницу, в милицию, будет делать ещё множество бессмысленных поступков. Но теперь я для них, для всех потерян навсегда, это я решил твёрдо. От друзей-приятелей, от начальства и от жены я освободился разом. Пусть думают и говорят, что угодно, они меня больше не интересуют... (поднимается с чемодана) деньги на первый случай у меня есть, документы – в порядке, а дальше жизнь сама подскажет пути-дороги. Сяду на электричку и поеду наугад. Первое время буду путешествовать на электричках...
     Берёт чемодан в руки, занавес открывается. В качестве декорации представлен угол вагона в электричке. Странник садиться на лавку лицом к зрителям, чемодан ставит себе под ноги. Слышатся драматические негромкие звуки песни «Без надежды надеюсь», исполненные на виолончели.
 С т р а н н и к  (говорит с удовлетворением) Благодать!.. Весь этот вагон для меня одного, об этом можно только мечтать. Можно отдохнуть по-княжески. Электричка отправилась. Странник закрыл глаза. В вагон зашли трое попутчиков – Башкат с двумя бандитами  сели напротив Странника.
Б а ш к а т   (запел под гитару песню «Сиреневый туман», двое других ему подпевают; странник на них никак не реагирует)
Сиреневый туман над нами проплывает,
Над тамбуром горит полночная звезда...
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда.
Ты смотришь мне в глаза, и руку пожимаешь;
Уеду я на год, а может быть, на два,
А может, навсегда ты друга потеряешь...
Ещё один звонок, и уезжаю я.
Последнее «прости» с любимых губ слетает,
В глазах твоих больших тревога и печаль...
Ещё один звонок, и смолкнет шум вокзала,
И поезд улетит в сиреневую даль.
    Башкат, ударил последний раз по струнам, оглянулся и, кивая головой на Странника, произнёс громко:
Мужики, пора заканчивать эту комедию, скоро наша остановка!..
     Все разом накинулись на Странника, избивая его ремнями с тяжёлыми пряжками; странник упал, они продолжали избивать его ногами и обшаривать карманы. Поезд остановился. Бандиты схватили чемодан и выскочили из вагона...

                              АКТ ВТОРОЙ

     Убогий вид богадельни, полуразрушенного сельского монастыря. Слышится мелодия песни «Без надежды надеюсь», исполненная в форме вокализа низким женским голосом  (контральто). Сестра милосердия Оля ухаживает за изуродованным, перебинтованным Странником, кормит его из ложечки.
О л я  (говорит, как можно приветливей) Ну, вот, брат, вам уже лучше. Вы даже поели, значит, быстро пойдёте на поправку...
С т р а н н и к  (говорит негромко, с трудом выговаривая слова) Сестричка, скажите мне ради Бога, где это я нахожусь?..                        
О л я  (успокаивает Странника) Не волнуйтесь. Вы сейчас находитесь в монастырской богадельне, в селе Крапивино. Вас привезли к нам ночью на телеге местные крестьяне от железнодорожной станции. Вы были безжалостно побиты, но, слава Богу, самое ужасное для вас теперь позади, наверняка скоро поправитесь...
С т р а н н и к  (говорит взволнованно) А я ничего не помню...
О л я  (пытается успокоить несчастного) Пожалуйста, не волнуйтесь и полежите спокойно. Отец Аркадий сказал, что вам нужен покой...
С т р а н н и к  (пытается приподняться) Я могу увидеть сейчас отца Аркадия?
О л я  (говорит с приветливой улыбкой) Хорошо, только лежите, пожалуйста, спокойно. Сейчас я позову Отца Аркадия (Оля уходит. На сцене появляется священник, отец Аркадий) 
О т е ц  А р к а д и й  (пытается утешить Странника) Ты совсем молодец. Вот уже и сидишь самостоятельно, без поддержки. Это хороший знак к выздоровлению...
С т р а н н и к  (говорит слабым голосом) Отец Аркадий, я ушёл из дома без предупреждения, бросил работу, покинул всех своих друзей. Наверное, Господь меня за это наказал...
О т е ц  А р к а д и й   (утешает Странника) Бог никогда не наказывает людей. Он любящий Отец всех нас. Даже к известному в народе злодею и разбойнику Кудеяру, открылось благостное сердце Господа. Вот послушай, что об этом рассказывает народный псалом «Странники и Богомольцы» (негромко, с большим чувством поёт)
«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», -
Так в Соловках нам рассказывал
Инок, честной Питирим.
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.
Много богатства награбили.
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.
Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг, у разбойника лютого -
Совесть Господь пробудил.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам в монастырь поселился он
Богу и людям служить.
«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», -
Так в Соловках нам рассказывал
Сам Кудеяр Питирим...
С т р а н н и к   (плачет) Это удивительно. Я много слышал песен, но эту слышу впервые. Наверное, потому, что недостоин этой песни...
О т е ц  А р к а д и й  Подобных песен на Руси немало. Русь всегда была великой, певчей Державой, но теперь всё исконно-русское искореняется из памяти народной. Эти песни в народе получили название «Народные Псалмы».
С т р а н н и к  Мне совестно, что за мной здесь ухаживают, как за малым ребёнком...  
О т е ц  А р к а д и й  (успокаивает Странника) Пусть это тебя не угнетает. Милосердие – это наше духовное служение Богу. Такое служение даётся людям свыше, как благодать Божья...
С т р а н н и к  Мне непонятно это. В жизни люди обычно равнодушно относятся к больным и бездомным, смотрят на них с отвращением, отталкивают их от себя, презирают их... (вздыхает)  Признаюсь вам искренне: много в жизни своей совершил я недостойных поступков. Как вспомню о них – возненавижу себя... Но вы, пожалуйста, не беспокойтесь, я скоро уйду от вас, вот ещё немного окрепну и не стану вас отягощать своими проблемами...
О т е ц  А р к а д и й  Ты можешь оставаться у нас столько, сколько пожелаешь, мы будем только рады этому, пусть тебя это не смущает...
С т р а н н и к  Вы меня простите, святой отец, но я твёрдо решил быть странником. Хочу этим искупить вину за свою распущенную жизнь. Даже Максим Горький много скитался по необъятным просторам Руси и его арестовывали за бродяжничество, принудительно высылали в колонию Нижнего Новгорода. Но он не опустил руки, но стремился к совершенству и стал человеком с большой буквы. Или вот, например, Фёдор Иванович Шаляпин, бледный от постоянного недоедания пел он в увеселительном саду в Крыму – «за угощение». Попав в больницу с дифтеритом, он сбежал оттуда через форточку, как принято действовать настоящим бродягам... Испытания не сломили дух великого человека, но закалили и возвысили его. А мне, человеку, неукрашенному талантом, сам Господ повелел позаботиться над исправлением своей души. Не имея таланта, я вовсе не имею помех к духовному устремлению (вздыхает).
О т е ц  А р к а д и й  (крестит Странника)  Разумеется, тебе самому решать о своей дальнейшей судьбе. Я не настаиваю, чтобы ты непременно оставался здесь, но поверь мне – тебе необходимо восстановить своё здоровье. Я могу предложить тебе отдых в «Райском Саду» по духовной  путёвке,  бесплатно. Окрепнешь там, поддержишь свою душу и тело и снова отправишься в своё путешествие. Вот тебе путёвка и деньги на дорогу. И ещё немного денег на всякий непредвиденный случай. Когда разбогатеешь – вернёшь мне долг. А сейчас отдыхай. Послушай наш монастырский хор, подкрепись хлебами монастыря, отоспись, а утро вечера мудренее. На нашем монастырском небольшом автобусе ты, вместе с другими паломниками доедешь до ветхой избушки на серебряных озёрах, и, после короткого отдыха, отправитесь в «Райский Сад». Одна только у меня просьба к тебе: во всём слушайся нашего Ведуна-провожатого, что он скажет, то в точности исполняй. Человек он толковый и напрасно ничего предпринимать не станет (крестит Странника, уходит)
С т р а н н и к  (оставшись в одиночестве, говорит вслух) Господи, вот уж поистине – мир не без добрых людей.
      Слышится негромкое пение детского хора, словно осыпаются цветочные лепестки с небес. Исполняется песня на слова Елены Зайцевой «Грёзы».
Хор (поёт)
Мне грезятся берег и солнце,
И ствол кипариса в оконце:
Где схожие горы, как сёстры,
Долины цветущие пёстры.
В мечтах - многоцветие мая,
Хмельные твои тамариски
Акаций и яблонь изыски, -
Цветут, как в волшебном тумане.
Рисуется Богом картина:
Садов подвенечных уборы
Одели меня и долину,
Окутали берег и горы.
Тоскую о запахах пряных,
Солёных, полынных, медвяных.
Любви и мечты колыбель, -
Воскресший в весне Коктебель!
Там схожие горы, как сёстры,
Долины цветущие пёстры...
Пусть грезятся берег и солнце,
И ствол кипариса в оконце.

                         ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

                           АКТ ТРЕТИЙ

     Несколько паломников остановились у ветхой избушки. На избушке надпись большими буквами «Милости просим в Райский Сад!»
В е д у н  (обращается к паломникам) Братья, пусть не смущает вас ветхость избушки, не всё то золото, что блестит. Мы в этой избушке побудем ровно десять минут и нам распахнуться врата «Райского Сада».
     Ведун первым вошёл в избушку, все остальные последовали его примеру. Странник с попутчиком остались ожидать на улице.
П о п у т ч и к  (обращаясь к Страннику, подмигнул ему) Погода нынче хорошая, можно и на улице подождать. Десять минут – это сущий пустяк.
С т р а н н и к  (говорит в сторону) Странно, что попутчик решил мне подмигнуть. Мы с ним вовсе незнакомы и такая фамильярность неуместна  (обращается к попутчику) думаю, что напрасно мы отбиваемся от коллектива, это нехорошо; меня предупредили, что старшего Ведуна следует во всём безукоризненно слушаться, если хотим иметь успех...
П о п у т ч и к  (странно улыбается) У нас на Руси испокон веков привито стадное чувство: куда один, туда и все... Хотят люди ожидать в сарае, пусть на здоровье ожидают, а мне и здесь неплохо...
С т р а н н и к  (смотрит на часы) Однако уже прошло пятнадцать минут и мы уже пять минут тому назад должны были отправиться в «Райский Сад», а мы всё ещё здесь. Может, стоит поинтересоваться – долго ли ещё ждать? Как ты считаешь?..
П о п у т ч и к  (равнодушно) Не стоит, я думаю, проявлять излишнее беспокойство. Впрочем, за спрос денег не берут.
     Отправляется в избушку и быстро возвращается с выражением на лице крайнего удивления. Странно как-то получается: в сарае нет ни души...
С т р а н н и к  (говорит с удивлением) Ты что шутишь, брат?
П о п у т ч и к   (говорит обиженным тоном) Какие тут могут быть шутки? Сходи в сарай и сам убедись, что там нет никого...
С т р а н н и к  (Заглянул в избушку, обошёл её вокруг, с удивлением разводит руками) Я ничего не понимаю. Куда же они все могли подеваться из этой избушки? Не могли же они испариться?!
П о п у т ч и к  Но, факт остаётся фактом, их нет, как не было...
С т р а н н и к   Что же мы будем делать? Скоро уж наступит ночь, я даже не представляю куда идти?.. Может быть, мы заночуем в этой избушке, а утром попробуем выбраться из этих мест (заходит в избушку и быстро возвращается назад, в руках держит большой лист бумаги, обращается к попутчику) посмотри, нам записку оставили в избушке...
П о п у т ч и к  (улыбается) Прочитай вслух, что там в ней написано...
С т р а н н и к  (читает записку) Кто не успел - тот опоздал. Опоздавшим братьям оставляем письменный урок: Знать свои слабости и не пожертвовать ими – значит любить их. Копите духовные знания, храните чистоту мыслей. Становитесь не воплощением проблем, а воплощением решений. Следите за тем, чтобы линия судьбы не поворачивала вниз. Новости можно слушать, но не слышать их, ибо нередко, выслушав человека, становишься для него свалкой... Умейте ставить точку. Постоянно слушая других, забудешь о своём вечном «я».
     Служение Истине должно быть такое, которое приносит мгновенный плод. Учитесь жить и наслаждаться чистотой, хорошей атмосферой, знанием, покоем. 
     Не позволяйте внутреннему состоянию пошатнуться, даже, если что-то возникло – не подпускайте проблему к себе, ищите способ, как выпроводить её. Добивайтесь успеха во всём своевременно – не обманываясь. Интеллект имейте всегда ясный и чистый, становитесь лёгкими и чистыми. Отыщите семя знания Бога, осознавайте, что Господь двигает душу. Познав Истину силой терпения, душа танцует. Не блуждайте по лестницам и коридорам небоскрёба, а ищите лифт и он вознесёт вас на самые верхние этажи в одно мгновенье. Отыщите Истину, и будьте счастливы!.. (Странник закончил читать, вопросительно посмотрел на попутчика) Вот такую, брат, нам с тобой оставили записку. Я предлагаю остаться на ночлег в этой избушке, отдохнуть и хорошо подумать о дальнейших наших шагах...
П о п у т ч и к   (отмахивается от него) Ну, уж нет, брат, в эту избушку я даже ногой не переступлю через порог, без вести пропадём ни за что, ни про что... Не нравится мне всё это. Здесь не иначе, как с колдовством связано. Прощай, брат, я пойду подальше от этого места (поспешно уходит).
С т р а н н и к  (с удивлением крутит записку в своих руках) Ну и дела!.. Остаётся мне только песню запеть (садится на пенёк, исполняет песню «Гусляр»).
Как налаживал гусли гусляр молодой,
Для избочин брал явор зелёный,
Звонких струн наковал он могутной рукой
Для колков дуб строгал прокалённый.
Вышли гусли на славу поют соловьём,
Зарокочут, аж сердце взыграет,
И слезами зальётся, а спросишь: «О чём?»
Что ответить, они и не знают.
То не кованый ковш о братину стучит,
То не жемчуга сыплются груды.
То не ветер гулливый травой шелестит -
Запевают, поют самогуды.
Уж не водит рукою по струнам гусляр,
Гусли сами свой сказ зачинают.
Про крещеную Русь, про князей и бояр -
Самогуды про всё распевают...

                               АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ

     По дороге идёт цыганский табор. К табору пристал Странник идёт по дороге вместе с ними.  Цыган Кольцо играет на гитаре и поёт песню «Вечер, степь, дорога». Цыгане ему вторят припевом, поют и пляшут...
Вечер, степь, дорога, шелестит бурьян...
У костра сидело несколько цыган.
Старая цыганка, сидя у огня,
Картой помахала: Позвала меня:
 «Эй, Рома – мой сокол, сокол молодой,
Смелый по-натуре, справедлив душой...
Эй, Рома - мой сокол, выслушай меня:
Успокойся сердцем, остуди коня...
Спешился и сел я рядом на траву,
Всё на картах вижу, словно наяву...
В дом казённый скоро, Рома ты, пойдёшь,
Сокол, ты мой сокол, горе там найдёшь...
Чёрствой корке хлеба, сокол, будешь, рад...
Кличка твоя будет, сокол мой, - солдат...
Вечер, степь, дорога, шелестит бурьян...
Пропади ты, служба, пой, гуляй, Роман!..
     Вперёд выходит юная цыганка Калинка, исполняет песню «Ландыш». Ходит вокруг Странника, очаровывая его своим пением и танцем.
Рос в лесочке ландыш; дуб над ним высокий...
Защищал его от бури кроною широкой.
По неволе белый ландыш рос и красовался.
Был он, милый кем-то сорван и с землёй расстался.
Есть ли лучше вас, весенних, цветы полевые?
Есть ли лучше вас на свете, годы молодые?
Дважды в год цветы не всходят и не расцветают;
В жизни годы молодые дважды не бывают.
Вы не вяньте, хоть до лета, цветики, цветите!
Будет доля, будет счастье, лета подождите!
Но ещё не вянет рута, цвет не осыпает, -
Не печаль себя, дивчина, ты ведь молодая!
     С т р а н н и к  (исполняет песню «Расцветают цветы», цыганский хор подпевает ему на припеве)
Ах, зачем на земле расцветают цветы,
Эти нежные Божьи созданья.
Расцветают на миг, как порою мечты
Среди горькой юдоли страданий.
Но не плачут они, и не ропщут они
В этом празднике жизни привольной,
Что так кратки их ясные, светлые дни.
Что и дышат они так недолго.
Сколь прекрасен у них и манящий наряд,
Ароматом струящийся нежный,
Как волнует порою усталый наш взгляд
Их цветущий покров безмятежный.
А поникнут головки, увянут цветы,
Что цвели золотое мгновенье, -
Даже в смерти их столь неземной красоты,
Простоты и святого терпенья.
К о л ь ц о  (обращается к Страннику) Рома, оставайся с нами. Ты всему нашему табору понравился. А Калинка с тебя глаз не сводит.
С т р а н н и к  (говорит с чувством благодарности) Спасибо, Кольцо, за всё: за гостеприимство и за приют, за привет и доброту. Спасибо за место у костра, за песни и за добрые слова. За всё вас всех благодарю, но остаться у вас не могу. У меня своя дорога жизни. Не обижайся, но всякая птица своими крыльями летит. Я странник-одиночка, скиталец. Я ищу свой путь. Я не стану напрасно стеснять вашей вольной общины.
К о л ь ц о   (говорит сочувственно) Ой, Рома, пропадёшь в одиночку. Все сейчас живут стаями. Одинокого человека легко обидеть. А желающих обидеть слишком много развелось на матушке Руси. Поверь мне: я много повидал на своём веку, и кое-что понимаю в этой жизни. Верно, говорю: останешься один пропадёшь, Рома...
С т р а н н и к  Поверь мне, я говорю искренне: какая-то неведомая сила зовёт меня в одинокий путь, это мой крест земной – одиночество, это моё предназначение в жизни. Если я нарушу этот принцип, то погибнет моя душа. Пусть погибнет тело, но я хочу сохранить свою душу...
К о л ь ц о  (кладёт руку на плечо Странника) Ты ещё слишком молод, чтобы отказываться от своего счастья. Ещё не прикасался ты к истокам истинной свободной жизни. Знаешь, как это сладостно – обретение чувства свободы...
С т р а н н и к  Не искушай меня, добрый человек. Я уже счастлив тем, что соприкоснулся с вашим братством и выношу от вас столько, сколько смог вынести. Но пойми: меня зовёт другая звезда (Подходит вплотную к Калинке, смотрит ей в глаза, исполняет песню на слова А. Жукова «Высокая звезда»)
Я не увижу вас, быть может, никогда,
Быть может, навсегда Россию покидаю.
Но светит надо мной высокая звезда.
Но звёзды ваших глаз мне свет небесный дарят.
Пускай вы далеко – меж нами океан.
Когда звезда горит, мы, как и прежде, двое.
Высокая звезда нам светит сквозь туман.
Высокая звезда сияет надо мною.
Свет ваших ясных глаз она мне передаст
И вам вернёт мой взгляд, взволнованный и страстный,
Высокая звезда, она глядит на вас
И, видно, потому она, как вы прекрасна!..
Высокая звезда вновь надо мной взошла.
Вы видете её – мы снова с вами рядом.
Когда она горит, душа моя светла.
Мы повстречались вновь, на ней встречаясь взглядом.
     Весь табор запел на прощанье со Странником песню на слова Л. Поляковой «Костры цыганские»
Всех цветов одежды яркие  -
Крыльями взметнулись шали...
Черноглазые цыганки
Ночью у костра плясали.
В такт мелодии качаются.
Отбивает бубен ритмы.
И с гитарою сливается
Чуть дрожащий голос скрипки.
Ранним утром в степь ковыльную
Увезут кибитки кони,
Впереди дороги пыльные –
И ночёвки под луною.
Нам весною ветер странствий
Не даёт сидеть на месте.
И горят костры цыганские
И тревожат душу песни...
     Странник неторопливо уходит за кулисы, поющие цыгане провожают его всем табором...

                              ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

                                 АКТ ПЯТЫЙ

      В глубине сцены на экране изображён берег реки на фоне заката солнца. Появляется Странник. Любуется закатом.
С т р а н н и к  (обращается в молитве к Богу) Господи, укажи мне истинный путь. Сам я заблудился и погибаю в безысходности. Многое довелось испытать в жизни, только вот счастья нет (появился старец с сумой за плечами, с посохом в руках).
С т а р е ц  (говорит с поклоном) Нет ли у тебя лишнего кусочка хлеба, добрый человек?..
С т р а н н и к  (от неожиданности вздрогнул) Ты так неожиданно появился, словно с неба спустился, святой Отец (достаёт из своей сумки несколько сухарей, протягивает старцу) Хлеба у меня нет, а вот сухарями я рад с тобой поделиться. Надо их только в воде размочить, если пожелаешь, я пойду к реке и размочу их...
С т а р е ц  (говорит с поклоном) Спаси Христос, добрый человек, за твои сухарики... Я их сам потом размочу в реке. А появился я перед тобой потому, что услышал, как ты просил о помощи. Сказано: призовите, и придёт вам помощь... Ты так искренне звал, что я решил, вдруг чем-то могу помочь человеку...
С т р а н н и к  Теперь, отец, я, пожалуй, не откажусь ни от какой помощи, слишком уж я запутался в сетях жизни, так что самому точно мне не выпутаться... (становится на колени) если сможешь, Святой Отче, помоги...
С т а р е ц   (говорит негромко) Вот и хорошо. Гордыню свою ты поборол, а это главное в духовном поиске... Доверься моим словам и будешь спасён. Совсем уж скоро весь мир будет разрушен землетрясениями, сожжён и затоплен водами великими. Миру предстоит очиститься от Содома и Гоморры. Праведники спасутся, но их будет немного. Теперь же, без промедления и без оглядки иди к избранным, подобно тому, как покинул проклятое место ветхозаветный Лот.  Уходи в Армению, спасайся. Постоянно вспоминай Господа, непрестанно в своём разуме держись за Его руку и будь счастлив. Сейчас у тебя одна цель подняться на гору Арарат. Ты слышишь: в самом названии этой горы, содержится два слога «Ра» (двойное Солнце), начинается это слово священным звуком «А», ты неси этот звук в сердце своём – это я тебе верно говорю... Сейчас на вершине горы Арарат избранные праведники уже заканчивают строительство спасительного ковчега. Ты придёшь к ним не с голыми руками. Доставишь им вот эту веточку виноградной лозы.
     Старец достаёт из своей сумы сухую веточку виноградной лозы, протягивает её Страннику. Старец неторопливо уходит за кулисы. Странник поднимается со своих колен, и уходят вслед за старцем.

                                   АКТ ШЕСТОЙ

     Вечер. Взошла полная луна. При лунном свете и свете керосиновых фонарей, представлена сцена строительства Ноева ковчега на вершине горы Арарат. Работники, одетые в морские тельняшки, исполняют песню «Метаморфозы цветения»
     Появляется Странник.
П е р в ы й   с т р о и т е л ь  (увидев Странника, радостно восклицает) Братья, к нам прибыло подкрепление!.. Вот ещё один брат с виноградной лозой в руке!..
В т о р о й   с т р о и т е л ь  (говорит в тон первому) Как раз во время пришёл ты к нам, брат!..
К а п и т а н   Самый ответственный момент наступил у нас, мы закрепили мачту и надо укреплять к ней парус (Странник включается в работу, закрепляют на реях парус). Ну, братья, всё готово, теперь всё зависит от воли Господа Бога...
        Раздаются раскаты грома. Слышаться токи дождя. Моряки, взявшись за руки, исполняют песню «Мужайтесь моряки» (слова народные)
Мужайтесь, братья-моряки,
Хоть грозен бурный вал,
Вдали видны уж маяки,
Их свет нам засиял.
Уже видны нам берега,
Придёт конец скорбям.
Пристать достойно надо нам
К небесным берегам.
Награда, братья, уж близка:
В той гавани покой.
Долой унынье и тоска,
Возрадуйтесь душой!..
Сплотимся, как одна семья,
Крепите паруса.
На берегу нас ждут друзья,
Слышны их голоса...
Не падать духом моряки.
Нам унывать нельзя.
Всё ярче светят маяки,
Бог в помощь нам, друзья!..
               Конец спектакля

Комментариев нет:

Отправить комментарий