Главная / Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение" / № 5 2009 – Филология Сигачев А. А. Поэзия, наука и музы
УДК 82
Sigachev A. A. Poetry, Science and Muses
Аннотация: В статье даётся анализ связи понятий: поэзия, наука, музы. C точки зрения автора, поэзия неразрывно органически связана с наукой. Собран материал, отражающий творчество известных учёных в области науки и поэтики, и на этой основе выявлена возможность успешного сочетания научной деятельности и поэтического творчества. Показан также потенциал оригинального изложения научной мысли в поэтической форме.
Ключевые слова: поэзия, наука, музы, Лукреций, Эпикур, Ломоносов, Пушкин, Гёте, космос, атом, поэмы, песня, фольклор, материя, разум, природа, история, Глинка, Мерзляков, Давыдов, Садовников, Богданов, Бородин, Навроцкий, Случевский, Рерих, Чижевский, Лысцов, гармония, авангард, Тубольцев.
Abstract: In the article the analysis of the following concepts is presented: poetry, science, and muses. In the author’s opinion, poetry is inseparably and inherently linked with science. The material that reflects the creative works of prominent scientists in the sphere of science and poetics was collected and the possibility of successful combination of scientific and poetical creativity was revealed. The potential of an original statement of scientific ideas in poetical form is pointed.
Keywords: poetry, science, muses, Lucretius, Epicurus, Lomonosov, Pushkin, Goethe, space, atom, poems, song, folklore, matter, mind, nature, history, Glinka, Merzliakov, Davydov, Sadovnikov, Bogdanov, Borodin, Navrotskiy, Sluchevskiy, Roerich, Chizhevskiy, Lystsov, harmony, avant-garde, Tuboltsev.
Прежде всего, следует выяснить сами определения — наука, поэзия, музы.
«Наука, одна из форм общественного сознания; система достоверных знаний об объективных законах развития природы и общества. Наука служит практике человечества. Она обобщает данные опыта, проникает сквозь внешнее, случайное — к глубинному, коренному; раскрывает существенные закономерности»[1].
«Наука, система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Общественные науки. Естественные науки»[2].
«Муза [гр. musa] — в древнегреческой мифологии — каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусства и наук: Урания — покровительница астрономии, Каллиопа — эпоса, Клио — истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, пантомимы, Талия — комедии, Эрато — любовной поэзии, Терпсихора — танцев и хорового пения. Евтерпа — лирической поэзии и музыки; то же, что в древнеримской мифологии камена»[3].
«Поэзия — (от гр. Poiesis — творчество) — словесное творчество, искусство образно выражать мысль в слове... В отличие от художественных произведений в прозе, называют — художественное творчество в стихотворной форме»[4] .
Таким образом, терминологический анализ авторитетных научных энциклопедических словарей с очевидностью указывает не только на наличие связи поэзии, науки и муз, но показывает, что музы в равной степени покровительствуют науке, поэзии, искусствам.
Поэзия и наука неразрывно, органически связаны и, взаимодействуя между собой, способствовала процессу развития общества. Поэзия представляла в распоряжение науки свои утончённые средства для лаконичного выражения открытий и находок в виде афоризмов, пословиц, загадок, примет и других форм устного фольклора. Известно, что в Древнем мире и более позднее время многие научные труды излагались в стихотворной форме.
Тит Кар Лукреций (94–55 гг. до н. э.) Изложил в стихотворной форме свой знаменитый научный труд, поэму «О природе вещей»[5]. Следует несколько слов сказать о той эпохе, которая побудила Лукреция написать этот свой научных труд в изящной стихотворной форме. Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, наличие неопровержимых признаков крушения империи, — подтолкнули Лукреция к стремлению по-новому поставить и решить проблемы этики, морали и религии. Требовалось переосмысление основ мирозданья. Поэма завершается пространным картинным описанием эпидемии в Афинах в V веке до н. э. В основе поэмы Лукреция лежит этический принцип, как средство избавления людей от суеверия и страха, которые нагнетали в обществе власть имущие классы. В основе его концепции лежит научный принцип сохранения, не уничтожения энергии, и её вечная трансформация из одного вида в другие. Лукреций не изолирует себя от общества (вопреки принципам Эпикура «живи незаметно»), но он борец-просветитель. Поэмы Лукреция изобилуют яркими поэтическими картинами, неологизмами и архаизмами.
В первых трёх книгах Лукреция «Физика Эпикура» — представлено во всей полноте учение об атомах (развитие философии Демокрита и Эпикура); четвёртая книга «Каноника» (теория познания), пятая — астрономия, геология и история человеческой культуры; шестая — явления природы. Чтобы иметь общее представление об этой поэме «О природе вещей»; представим небольшие фрагменты (с некоторой трансформацией текста, ради сохранения цельности, смысла и для простоты изложения) из учебника «Хрестоматия по античной литературе»[6]:
Громовая песня
Нам хорошо известна популяризация многих своих научных трудов гением русской науки М. В. Ломоносовым средствами поэзии. Например, его научно-популярный трактат «О пользе стекла», написанный стихами. Наука, со своей стороны, питала поэзию своими открытиями, познаниями природы вещей, оплодотворяла и окрыляла поэтическую мысль, давала возможность гениальным поэтам делать такие предсказания, которые находили научное обоснование только через столетия и даже тысячелетия. Так, например, материалистические мысли Лукреция об атомарном строении веществ, нашли строгое научное обоснование, лишь спустя тысячелетия. Это является неоспоримым свидетельством большой роли в поэтическом творчестве интуиции. Всё это также свидетельствует о глубинной, органической связи науки и поэзии. «Поэзия и наука тождественны, если под наукою должно разуметь не одни схемы знаний, но сознание кроющейся в них мысли! Поэзия и наука тождественны, как постигаемые не одною какой-нибудь из способностей нашей души. Но всею полнотою нашего духовного существа, выражаемого словом “разум”»[7]. И неудивительно поэтому, что крыльями истинной поэзии и науки является вдохновение. И А. С. Пушкин замечал по этому поводу, что вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. Но каждая из них развивается по своим специфическим законам. Поэзией выражается, прежде всего, душевные начала человека, точнее говоря, поэзия — душа народа. Ещё в далёкие времена в суровой борьбе за своё существование человек всё же находил время для проявления своей духовной жизни, в украшении всего жилища, утвари и оружия, а также в выражении своих чувств и мыслей в сказке, песне, фольклоре.
Поэзия по своему существу имеет космическую природу, и возможности её безграничны. По меткому выражению А. Чижевского, «истинное поэтическое произведение, вырванное из глубин духа, может стать таким же откровением, какого не достигнет строго размышляющая философия или наука». В свете вышеуказанного интересно проследить психологические основы личности, сочетающей в себе дарование учёного и поэта, учёного и композитора. Такие исследования весьма ценны для выявления и прогнозирования духовных и физических возможностей человека будущего и проникновения в его неисчерпаемые возможности. Задатки таланта программируются природой и поэтому многосторонне одарённые личности не часто встречаются и проникновение в «лабораторию их жизнедеятельности» было бы весьма ценным для осмысленного формирования развитой творческой личности. Взаимодействие факторов науки и искусства в одной личности, а также основы, влияющие на формирование такой личности, — эта проблема так и осталась актуальной и нерешённой до настоящего времени. На самом деле, как объяснить достижение таких поразительных успехов и в науке, и в искусстве, какие были у Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносова? Известно, что многие учёные, работающие одновременно в науке и в искусстве, не находят времени для отдыха в обыденном понимании этого слова. Их отдых — это изменение формы труда. В свободное время они с увлечением занимаются живописью, композицией, поэзией. Стоит отметить, что это не приводит к перегрузке учёных, поэтов, художников, композиторов, а, напротив, как показывает статистика, обеспечивает им творческое долголетие.
Работа в области поэзии даёт сильное развитие фантазии и образности мышления, что является необходимым фактором успешной работы учёного в науке, а творческая работа в науке является философским фундаментом для поэзии, повышает общую культуру личности, эрудицию. Сочетание в одном лице учёного и поэта порождает комплексное мироощущение, расширение возможностей всестороннего познания мира. Одновременно с проникновением в его тайны и разумом, и чувством. Изучение творчества поэтов-учёных представляет большой не только теоретический, ни и практический интерес. Природа вкладывает в человека значительно больше, чем он реализует, полезно было бы отыскать эти нетронутые залежи человеческих возможностей. С другой стороны, эта проблема актуальна ещё и тем, что в современном мире всеобщей деградации личности в результате беспримерной пропаганды лжи, насилия, грабежа, безнравственности, наживы любыми средствами, — всё это направляет всеобщие усилия людей по пути обогащения власть имущих. Благородным, одарённым людям перекрывается дорога в мир духовной жизни, в мир истинного искусства, красоты и гармонии. Поэтому раскрытие секретов больших творческих возможностей через поэзию и науку, обретения «золотого ключика» к тайникам с сокровищами нетленной красоты, истинного духовного счастья, — является своего рода противоядием фаустовскому закланию души дьяволу. Общее, что объединяет учёных поэтов в их поэтическом творчестве — нежная и святая любовь к Родине.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — гениальный русский учёный-энциклопедист, поэт, заложивший основы современного русского литературно-поэтического языка, поборник отечественного просвещения. А. С. Пушкин так высказывался о нем: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Своим творческим подвигом М. В. Ломоносов показал блестящий пример неразрывного сочетания науки и поэзии в своих бессмертных научно-поэтических произведениях «Ода о Северном сиянии», которая явилась блестящим гимном науке, просвещению, гимном Родине — России. В ней показана непревзойдённая картина мира и счастья на земном шаре. Его поэма «Письмо о пользе стекла» поражает богатством содержания и исключительно смелой критики современной действительности. В своих одах, написанных с 1757 по 1762 годы, М. В. Ломоносов по-боевому вмешивается в общественно-политическую жизнь: учит царей, наставляет их, требует выполнения ими долга перед Родиной. Это и теперь весьма актуально:
Приведём еще одно стихотворение М. В. Ломоносова:
* * *
О вы, которых ожидает
Фёдор Николаевич Глинка (1786—1880) — участник Отечественной войны 1812 года. Награждён за храбрость золотым оружием и высшими орденами Отечества. Ф. И. Глинка многогранно одарённая личность: учёный–геолог, историк и поэт. «Изо всех наших поэтов Ф. Н. Глинка, — писал А. С. Пушкин, — может быть самый оригинальный». Поэзию Глинки отличает философская и патриотическая лирика. Он один из зачинателей космической поэзии. Многие его стихи переложены на музыку и стали народными песнями («Москва», «Вот мчится тройка удалая» и другие).
Москва
Алексей Фёдорович Мерзляков (1778–1830) — действительный член Российской Академии, профессор московского университета, известный критик и теоретик литературы своего времени. По его курсам длительное время велось преподавание словесности в русских учебных заведениях. Особенно велика его заслуга в научной разработке русского фольклора, в реформе лирической поэзии в народном духе. Он сам создал цикл песен. Многие, из которых весьма популярны в наше время («Среди равнины ровныя», «Чернобровый, черноглазый», «Ах, девица-красавица» и др.). В. Г. Белинский высоко оценил его песни: «Это талант мощный, энергический. Какое глубокое чувство, какая неизмеримая тоска в его песнях! Как живо он сочувствовал в них русскому народу и как верно выразил их в поэтических звуках лирическую сторону его жизни».
Дмитрий Павлович Давыдов (1811–1883) — известный учёный геофизик и краевед в Сибири. Он известен, как собиратель фольклора малых народностей (якутов, бурят, эвенков и др.), а также и как автор Якутско-русского словаря. Является автором песен, среди которых одна стала поистине народной песней «Думы беглеца на Байкале»:
Дмитрий Николаевич Садовников (1847–1883) — учёный-краевед; собирал и изучал народное творчество фольклора. Поэтическое творчество Садовникова Д. Н. проникнуто горячей любовью к русскому народу. Им создано много песен, которые любимы в народе до сих пор. Особенной популярностью пользуется песня о казаке Степане Разине — «Из-за острова на стрежень».
Василий Иванович Богданов (1838–1886) — врач и юморист; окончил медицинский факультет Московского университета, работал врачом на Балтийском и Черноморском флотах. Совершил кругосветное путешествие. Автор знаменитой песни «Дубинушка».
Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) — великий русский композитор, поэт и выдающийся учёный-химик. Он с детства проявил большой интерес к естественным наукам, музыке и поэзии. Ему принадлежит ряд открытий в области общей и физиологической химии. Много времени уделял педагогической деятельности, как профессор медико-хирургической академии. Им написаны либретто и тексты арий к опере «Князь Игорь», тексты романсов и выполнены переводы из Гейне. Его патриотическая опера «Князь Игорь», симфонии и романсы бессмертны.
Ария Князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» (отрывок)
Ни сна, ни отдыха измученной душе! / Мне ночь не шлёт отрадного забвенья. / Всё прошлое я вновь переживаю один в тиши ночей: / И Божья знаменья угрозу, / и бранной славы пир весёлый, / мою победу над врагом, / и бранной славы горестный конец — / погром и рану, и мой плен, и гибель всех моих полков, / честно за Родину голову сложивших. / Погибло всё: и честь моя и слава, / позором стал я для земли родной; / Плен, постыдный плен — удел отныне мой, / да мысль, что все винят меня. // О, дайте, дайте мне свободу, / я свой позор сумею искупить! / Спасу я честь свою и славу, / я Русь от недругов спасу!..
Александр Александрович Навроцкий (1839–1914) — окончил Военно-юридическую академию, служил в военно-судебном ведомстве. Поэт и прозаик. Автор знаменитой песни, ставшей народной, «Утёс Стеньки Разина»
Константин Константинович Случевский (1837–1904) — учился в Сорбонне, Берлине и Лейпциге, изучал естественные науки и математику. Увлёкся философией и получил учёную степень доктора философии, вернулся в Россию, стал членом учёного комитета министерства народного просвещения. Сдружился с Аполлоном Григорьевым, И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и Ф. М. Достоевским. Поэзия К. К. Случевского отличалась оригинальностью, новаторством, космизмом, философскими размышлениями. Вся поэзия Случевского — разнообразное и углублённое психологическое исследование человека, внешней и внутренней его жизни.
В лаборатории
* * *
Николай Константинович Рерих (1874—1947) — великий художник, учёный, писатель, поэт. Вся его жизнь — подвижничество во славу беспредельно любимой Родины — России. Его научные экспедиции в неисследованные области Центральной Азии (Тибет, Гималаи) малодоступные и труднопроходимые, являются подвигом учёного патриота. Н. К. Рерих автор около семи тысяч полотен, получивших международное признание. Менее известен как поэт. Прижизненно была издана одна книга стихов («Цветы Марии», 1921) и посмертно — вторая[8]. Большую популярность во всём мире приобрёл Н. К. Рерих как борец за мир. Пакт о защите культурных ценностей, подписанный и ратифицированный многими странами мира, в том числе и Советским Союзом, вошёл в историю под именем пакта Рериха. Неоценима его заслуга в установлении дружеских отношений между СССР и Индией.
Священные знаки
* * *
Сигачёв Александр Александрович — кандидат технических наук, старший научный сотрудник ЦНИИЧМ им. И. П. Бардина, член Союза писателей России (МГО СП РФ), гл. редактор журнала Фестиваля-конкурса «Юная Росса».
[1] Энциклопедический словарь. БСЭ. М., 1955. Т. 2. С. 469.
[2] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. С. 348.
[3] Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. С. 397.
[4] Краткий словарь литературоведческих терминов. Мин. просвещения РСФСР. М., 1963. С. 119.
[5] Лукреций Т. К. О природе вещей. М. ; Л., 1945.
[6] Дератани Н. Ф., Тимофеева Н. А. Хрестоматия по античной литературе. Т. 2. М.: Просвещение, 1965.
[7i] Белинский В. Г. Соч. Ч. IV. — 5-е изд. М., 1891.
[8] Рерих Н. Письмена / Сост. В. Сидоров. М., 1974.
[9] Лысцов. И. В. Белые хлебы. М.: Современник, 1986. С. 53, 81, 140, 121.
[10] Лысцов. И. В. Происхождение. М.: Молодая гвардия, 1985. С. 91, 88.
[11] Лысцов. И. В. Лунинца. М.: Советский писатель», 1990. С. 92, 78.
|
понедельник, 7 марта 2011 г.
Поэзия, наука, музы. Александр СИГАЧЁВ
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий