понедельник, 7 марта 2011 г.

Поэзия, наука, музы. Александр СИГАЧЁВ


Главная / Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение" / № 5 2009 – Филология

Сигачев А. А. Поэзия, наука и музы

УДК 82
Sigachev A. A. Poetry, Science and Muses

Аннотация: В статье даётся анализ связи понятий: поэзия, наука, музы. C точки зрения автора, поэзия неразрывно органически связана с наукой. Собран материал, отражающий творчество известных учёных в области науки и поэтики, и на этой основе выявлена возможность успешного сочетания научной деятельности и поэтического творчества. Показан также потенциал оригинального изложения научной мысли в поэтической форме.
Ключевые слова: поэзия, наука, музы, Лукреций, Эпикур, Ломоносов, Пушкин, Гёте, космос, атом, поэмы, песня, фольклор, материя, разум, природа, история, Глинка, Мерзляков, Давыдов, Садовников, Богданов, Бородин, Навроцкий, Случевский, Рерих, Чижевский, Лысцов, гармония, авангард, Тубольцев.
Abstract: In the article the analysis of the following concepts is presented: poetry, science, and muses. In the author’s opinion, poetry is inseparably and inherently linked with science. The material that reflects the creative works of prominent scientists in the sphere of science and poetics was collected and the possibility of successful combination of scientific and poetical creativity was revealed. The potential of an original statement of scientific ideas in poetical form is pointed.
Keywords: poetry, science, muses, Lucretius, Epicurus, Lomonosov, Pushkin, Goethe, space, atom, poems, song, folklore, matter, mind, nature, history, Glinka, Merzliakov, Davydov, Sadovnikov, Bogdanov, Borodin, Navrotskiy, Sluchevskiy, Roerich, Chizhevskiy, Lystsov, harmony, avant-garde, Tuboltsev.


Прежде всего, следует выяснить сами определения — наука, поэзия, музы.
«Наука, одна из форм общественного сознания; система достоверных знаний об объективных законах развития природы и общества. Наука служит практике человечества. Она обобщает данные опыта, проникает сквозь внешнее, случайное — к глубинному, коренному; раскрывает существенные закономерности»[1].
«Наука, система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Общественные науки. Естественные науки»[2].
«Муза [гр. musa] — в древнегреческой мифологии — каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусства и наук: Урания — покровительница астрономии, Каллиопа — эпоса, Клио — истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, пантомимы, Талия — комедии, Эрато — любовной поэзии, Терпсихора — танцев и хорового пения. Евтерпа — лирической поэзии и музыки; то же, что в древнеримской мифологии камена»[3].
«Поэзия — (от гр. Poiesis — творчество) — словесное творчество, искусство образно выражать мысль в слове... В отличие от художественных произведений в прозе, называют — художественное творчество в стихотворной форме»[4] .
Таким образом, терминологический анализ авторитетных научных энциклопедических словарей с очевидностью указывает не только на наличие связи поэзии, науки и муз, но показывает, что музы в равной степени покровительствуют науке, поэзии, искусствам.
Поэзия и наука неразрывно, органически связаны и, взаимодействуя между собой, способствовала процессу развития общества. Поэзия представляла в распоряжение науки свои утончённые средства для лаконичного выражения открытий и находок в виде афоризмов, пословиц, загадок, примет и других форм устного фольклора. Известно, что в Древнем мире и более позднее время многие научные труды излагались в стихотворной форме.
Тит Кар Лукреций (94–55 гг. до н. э.) Изложил в стихотворной форме свой знаменитый научный труд, поэму «О природе вещей»[5]. Следует несколько слов сказать о той эпохе, которая побудила Лукреция написать этот свой научных труд в изящной стихотворной форме. Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, наличие неопровержимых признаков крушения империи, — подтолкнули Лукреция к стремлению по-новому поставить и решить проблемы этики, морали и религии. Требовалось переосмысление основ мирозданья. Поэма завершается пространным картинным описанием эпидемии в Афинах в V веке до н. э. В основе поэмы Лукреция лежит этический принцип, как средство избавления людей от суеверия и страха, которые нагнетали в обществе власть имущие классы. В основе его концепции лежит научный принцип сохранения, не уничтожения энергии, и её вечная трансформация из одного вида в другие. Лукреций не изолирует себя от общества (вопреки принципам Эпикура «живи незаметно»), но он борец-просветитель. Поэмы Лукреция изобилуют яркими поэтическими картинами, неологизмами и архаизмами.
В первых трёх книгах Лукреция «Физика Эпикура» — представлено во всей полноте учение об атомах (развитие философии Демокрита и Эпикура); четвёртая книга «Каноника» (теория познания), пятая — астрономия, геология и история человеческой культуры; шестая — явления природы. Чтобы иметь общее представление об этой поэме «О природе вещей»; представим небольшие фрагменты (с некоторой трансформацией текста, ради сохранения цельности, смысла и для простоты изложения) из учебника «Хрестоматия по античной литературе»[6]:
Громовая песня
...Жизнь на глазах безобразно влачится, —
Небом пугают и адом земли...
Не утаю, что надеждой на славу
Сладкой наполнилась грудь.
И вдохновенный, я по бездорожью
Буду шагать, где никто не шагал,
И припадать к родникам чудотворным,
Венком из цветов увенчаю себя...
...Прочь, суеверья и страхи людские,
Мёдом разбавим полыни настой;
Жизнь украшается песней и танцем,
И стихотворным созвучием слов.
Вещи отнюдь не в ничто превращаются,
Но возрождаются в новых телах:
Злаком, плодами, травою, листвой —
Пищей для новых живущих на свете...
...И молодое резвится уж племя
На шелковистой траве луговой.

Сохранение и движение материи
... Из неделимых частиц наше тело;
Зренью они не доступны для нас,
Словно в туманной дали, на лугах
Стадо, с природой сливается вместе, —
Неразличимым предстанет для глаз...
...Как всё живое на свете различно:
По форме, по цвету и по размерам;
Так и частицы все различимы,
Чтобы подобное стремилось к подобным,
Словно телята стремятся к коровам
В пастбище — только к своим материнским...

Что же нас смерть и гнетёт, и тревожит?
Что ж изнываем при мысли о смерти?
Лучше покоя вкусить безмятежно,
Чем о кончине своей сокрушаться,
Более чем это людям нам должно...
...Жизни кислая мина людей не приятна,
И постарается прочь тебя выгнать,
Как, недовольного сказкою жизни...

Олицетворение природы

...Пренебрегая наличным, мечтать о несбывшем,
Жизнь свою тем мы без прока лишь губим;
Раньше приходит смерть к изголовью,
Чем мог уйти из жизни довольный...
Выбрось, что чуждо годам твоим зрелым,
Место своё, уступая потомкам;
Это природе лишь истинно надо, —
В этом есть благо и в этом — награда...

Из истории человеческого общества
Прежняя жизнь, что в полях обитала,
Крепче была. Порождённые крепкой землёю, —
Твёрдой рукой никто не работал;
Чем наделяло их Солнце, дожди и земли, —
Все утоляло их желанья...
Часть пропитанья между дубов находили:
Жёлуди, ягоды, цветов многоцветье,
Мира цветущая юность, —
Добрых кормов в изобилье давала;
Жажду утоляли чистой водой родниковой.
Жили в пещерах; общего блага не соблюдая,
Общие законы им не известны...
Всякую пищу брали сами
И, об одних лишь себе озабочены,
Спать нагишом с наступлением ночи
Счастливо ложились, в листву зарываясь...
Нам хорошо известна популяризация многих своих научных трудов гением русской науки М. В. Ломоносовым средствами поэзии. Например, его научно-популярный трактат «О пользе стекла», написанный стихами. Наука, со своей стороны, питала поэзию своими открытиями, познаниями природы вещей, оплодотворяла и окрыляла поэтическую мысль, давала возможность гениальным поэтам делать такие предсказания, которые находили научное обоснование только через столетия и даже тысячелетия. Так, например, материалистические мысли Лукреция об атомарном строении веществ, нашли строгое научное обоснование, лишь спустя тысячелетия. Это является неоспоримым свидетельством большой роли в поэтическом творчестве интуиции. Всё это также свидетельствует о глубинной, органической связи науки и поэзии. «Поэзия и наука тождественны, если под наукою должно разуметь не одни схемы знаний, но сознание кроющейся в них мысли! Поэзия и наука тождественны, как постигаемые не одною какой-нибудь из способностей нашей души. Но всею полнотою нашего духовного существа, выражаемого словом “разум”»[7]. И неудивительно поэтому, что крыльями истинной поэзии и науки является вдохновение. И А. С. Пушкин замечал по этому поводу, что вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. Но каждая из них развивается по своим специфическим законам. Поэзией выражается, прежде всего, душевные начала человека, точнее говоря, поэзия — душа народа. Ещё в далёкие времена в суровой борьбе за своё существование человек всё же находил время для проявления своей духовной жизни, в украшении всего жилища, утвари и оружия, а также в выражении своих чувств и мыслей в сказке, песне, фольклоре.
Поэзия по своему существу имеет космическую природу, и возможности её безграничны. По меткому выражению А. Чижевского, «истинное поэтическое произведение, вырванное из глубин духа, может стать таким же откровением, какого не достигнет строго размышляющая философия или наука». В свете вышеуказанного интересно проследить психологические основы личности, сочетающей в себе дарование учёного и поэта, учёного и композитора. Такие исследования весьма ценны для выявления и прогнозирования духовных и физических возможностей человека будущего и проникновения в его неисчерпаемые возможности. Задатки таланта программируются природой и поэтому многосторонне одарённые личности не часто встречаются и проникновение в «лабораторию их жизнедеятельности» было бы весьма ценным для осмысленного формирования развитой творческой личности. Взаимодействие факторов науки и искусства в одной личности, а также основы, влияющие на формирование такой личности, — эта проблема так и осталась актуальной и нерешённой до настоящего времени. На самом деле, как объяснить достижение таких поразительных успехов и в науке, и в искусстве, какие были у Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносова? Известно, что многие учёные, работающие одновременно в науке и в искусстве, не находят времени для отдыха в обыденном понимании этого слова. Их отдых — это изменение формы труда. В свободное время они с увлечением занимаются живописью, композицией, поэзией. Стоит отметить, что это не приводит к перегрузке учёных, поэтов, художников, композиторов, а, напротив, как показывает статистика, обеспечивает им творческое долголетие.
Работа в области поэзии даёт сильное развитие фантазии и образности мышления, что является необходимым фактором успешной работы учёного в науке, а творческая работа в науке является философским фундаментом для поэзии, повышает общую культуру личности, эрудицию. Сочетание в одном лице учёного и поэта порождает комплексное мироощущение, расширение возможностей всестороннего познания мира. Одновременно с проникновением в его тайны и разумом, и чувством. Изучение творчества поэтов-учёных представляет большой не только теоретический, ни и практический интерес. Природа вкладывает в человека значительно больше, чем он реализует, полезно было бы отыскать эти нетронутые залежи человеческих возможностей. С другой стороны, эта проблема актуальна ещё и тем, что в современном мире всеобщей деградации личности в результате беспримерной пропаганды лжи, насилия, грабежа, безнравственности, наживы любыми средствами, — всё это направляет всеобщие усилия людей по пути обогащения власть имущих. Благородным, одарённым людям перекрывается дорога в мир духовной жизни, в мир истинного искусства, красоты и гармонии. Поэтому раскрытие секретов больших творческих возможностей через поэзию и науку, обретения «золотого ключика» к тайникам с сокровищами нетленной красоты, истинного духовного счастья, — является своего рода противоядием фаустовскому закланию души дьяволу. Общее, что объединяет учёных поэтов в их поэтическом творчестве — нежная и святая любовь к Родине.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — гениальный русский учёный-энциклопедист, поэт, заложивший основы современного русского литературно-поэтического языка, поборник отечественного просвещения. А. С. Пушкин так высказывался о нем: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Своим творческим подвигом М. В. Ломоносов показал блестящий пример неразрывного сочетания науки и поэзии в своих бессмертных научно-поэтических произведениях «Ода о Северном сиянии», которая явилась блестящим гимном науке, просвещению, гимном Родине — России. В ней показана непревзойдённая картина мира и счастья на земном шаре. Его поэма «Письмо о пользе стекла» поражает богатством содержания и исключительно смелой критики современной действительности. В своих одах, написанных с 1757 по 1762 годы, М. В. Ломоносов по-боевому вмешивается в общественно-политическую жизнь: учит царей, наставляет их, требует выполнения ими долга перед Родиной. Это и теперь весьма актуально:
Храните праведно заслуги
И милуйте сирот и вдов,
Сердцам нелживым будьте други
И бедным истинный покров,
Присягу сохраняйте верно...

(Ода 1757 г.)
Приведём еще одно стихотворение М. В. Ломоносова:

* * *
 
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих;
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих!
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Фёдор Николаевич Глинка (1786—1880) — участник Отечественной войны 1812 года. Награждён за храбрость золотым оружием и высшими орденами Отечества. Ф. И. Глинка многогранно одарённая личность: учёный–геолог, историк и поэт. «Изо всех наших поэтов Ф. Н. Глинка, — писал А. С. Пушкин, — может быть самый оригинальный». Поэзию Глинки отличает философская и патриотическая лирика. Он один из зачинателей космической поэзии. Многие его стихи переложены на музыку и стали народными песнями («Москва», «Вот мчится тройка удалая» и другие).
Москва
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Алексей Фёдорович Мерзляков (1778–1830) — действительный член Российской Академии, профессор московского университета, известный критик и теоретик литературы своего времени. По его курсам длительное время велось преподавание словесности в русских учебных заведениях. Особенно велика его заслуга в научной разработке русского фольклора, в реформе лирической поэзии в народном духе. Он сам создал цикл песен. Многие, из которых весьма популярны в наше время («Среди равнины ровныя», «Чернобровый, черноглазый», «Ах, девица-красавица» и др.). В. Г. Белинский высоко оценил его песни: «Это талант мощный, энергический. Какое глубокое чувство, какая неизмеримая тоска в его песнях! Как живо он сочувствовал в них русскому народу и как верно выразил их в поэтических звуках лирическую сторону его жизни».
Дмитрий Павлович Давыдов (1811–1883) — известный учёный геофизик и краевед в Сибири. Он известен, как собиратель фольклора малых народностей (якутов, бурят, эвенков и др.), а также и как автор Якутско-русского словаря. Является автором песен, среди которых одна стала поистине народной песней «Думы беглеца на Байкале»:
Славное море — привольный Байкал.
Славный корабль — омулёвая бочка.
Ну, Баргузин, пошевеливай вал,
Плыть молодцу недалёчко.

Долго я звонкие цепи носил:
Худо мне было в горах Акатуя.
Старый товарищ бежать пособил,
Ожил я, волю почуя.

Шилка и Нерчинск не страшны теперь:
Горная стража меня не видала,
В дебрях не тронул прожорливый зверь.
Пуля стрелка миновала.

Шел я и в ночь, и средь белого дня.
Близ городов я проглядывал зорко.
Хлебом кормили крестьянки меня,
Парни снабжали махоркой.

Весело я на сосновом бревне
Вплавь чрез глубокие реки пускался.
Мелкие речки встречалися мне —
Вброд через них пробирался.

У моря струсил немного беглец:
Берег обширен, а нет ни корыта.
Шел я каргой,— и пришел, наконец,
К бочке, дресвою залитой.

Нечего думать, — Бог счастья послал:
В этой посудине бык не утонет:
Труса достанет и на судне вал,
Смелого — в бочке не тронет.

Тесно в ней бы жить омулям.
Рыбки, утешьтесь моими словами:
Раз побывать в Акатуе бы вам,—
В бочку полезли бы сами.

Четверо суток верчусь на волне,
Парусом служит армяк дыроватый.
Добрая лодка попалася мне, —
Лишь на ходу мешковата.

Близко виднеются горы и лес,
Буду спокойно скрываться за тенью,
Можно и тут погулять бы, да бес
Тянет к родному селенью.

Славное море — привольный Байкал,
Славный корабль — омулёвая бочка...
Ну, Баргузин, пошевеливай вал...
Плыть молодцу недалёчко!
Дмитрий Николаевич Садовников (1847–1883) — учёный-краевед; собирал и изучал народное творчество фольклора. Поэтическое творчество Садовникова Д. Н. проникнуто горячей любовью к русскому народу. Им создано много песен, которые любимы в народе до сих пор. Особенной популярностью пользуется песня о казаке Степане Разине — «Из-за острова на стрежень».
Василий Иванович Богданов (1838–1886) — врач и юморист; окончил медицинский факультет Московского университета, работал врачом на Балтийском и Черноморском флотах. Совершил кругосветное путешествие. Автор знаменитой песни «Дубинушка».
Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) — великий русский композитор, поэт и выдающийся учёный-химик. Он с детства проявил большой интерес к естественным наукам, музыке и поэзии. Ему принадлежит ряд открытий в области общей и физиологической химии. Много времени уделял педагогической деятельности, как профессор медико-хирургической академии. Им написаны либретто и тексты арий к опере «Князь Игорь», тексты романсов и выполнены переводы из Гейне. Его патриотическая опера «Князь Игорь», симфонии и романсы бессмертны.
Ария Князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» (отрывок)
Ни сна, ни отдыха измученной душе! / Мне ночь не шлёт отрадного забвенья. / Всё прошлое я вновь переживаю один в тиши ночей: / И Божья знаменья угрозу, / и бранной славы пир весёлый, / мою победу над врагом, / и бранной славы горестный конец — / погром и рану, и мой плен, и гибель всех моих полков, / честно за Родину голову сложивших. / Погибло всё: и честь моя и слава, / позором стал я для земли родной; / Плен, постыдный плен — удел отныне мой, / да мысль, что все винят меня. // О, дайте, дайте мне свободу, / я свой позор сумею искупить! / Спасу я честь свою и славу, / я Русь от недругов спасу!..
Александр Александрович Навроцкий (1839–1914) — окончил Военно-юридическую академию, служил в военно-судебном ведомстве. Поэт и прозаик. Автор знаменитой песни, ставшей народной, «Утёс Стеньки Разина»
Константин Константинович Случевский (1837–1904) — учился в Сорбонне, Берлине и Лейпциге, изучал естественные науки и математику. Увлёкся философией и получил учёную степень доктора философии, вернулся в Россию, стал членом учёного комитета министерства народного просвещения. Сдружился с Аполлоном Григорьевым, И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и Ф. М. Достоевским. Поэзия К. К. Случевского отличалась оригинальностью, новаторством, космизмом, философскими размышлениями. Вся поэзия Случевского — разнообразное и углублённое психологическое исследование человека, внешней и внутренней его жизни.
В лаборатории
Из темноты углов ее молчащих
И из приборов, всюду видных в ней,
Из книг ученых, по шкапам стоящих,
Не вызвать в жизнь ни духов, ни теней!
Сквозь ряд машин, вдоль проволок привода
Духовный мир являться не дерзнет,
И светлый сильф в обьятьях кислорода
В соединеньи новом пропадет...
О, сколько правды в мертвенности этой!
Но главный вывод безответно скрыт!
Воображение — бред мысли подогретой,
Зачем молчишь ты и душа молчит?
Лги, лги, мечта, под видом убежденья —
Не всё в природе цифры и паи,
Мир чувств не раб законов тяготенья,
И у мечты законы есть свои;
Им власть дана, чтоб им вослед пробились
Иных начал живучие струи,
Чтоб живы стали и зашевелились
Все эти цифры, меры и паи...
* * *
Что, камни не живут? Не может быть! Смотри,
Как дружно все они краснеют в час зари,
Как сохраняют в ночь то мягкое тепло,
Которое с утра от солнца в них сошло!
Какой ужасный гул идет от мостовых!
Как крепки камни все в призваниях своих,—
Когда они реку вдоль берега ведут,
Когда покойников, накрывши, стерегут,
И как гримасничают долгие века,
Когда ваятеля искусная рука
Увековечит нам под лоском красоты
Чьи-либо гнусные, проклятые черты!
Николай Константинович Рерих (1874—1947) — великий художник, учёный, писатель, поэт. Вся его жизнь — подвижничество во славу беспредельно любимой Родины — России. Его научные экспедиции в неисследованные области Центральной Азии (Тибет, Гималаи) малодоступные и труднопроходимые, являются подвигом учёного патриота. Н. К. Рерих автор около семи тысяч полотен, получивших международное признание. Менее известен как поэт. Прижизненно была издана одна книга стихов («Цветы Марии», 1921) и посмертно — вторая[8]. Большую популярность во всём мире приобрёл Н. К. Рерих как борец за мир. Пакт о защите культурных ценностей, подписанный и ратифицированный многими странами мира, в том числе и Советским Союзом, вошёл в историю под именем пакта Рериха. Неоценима его заслуга в установлении дружеских отношений между СССР и Индией.
Священные знаки
Мы не знаем. Но они знают.
Камни знают. Даже знают
деревья. И помнят.
Помнят, кто назвал горы
и реки. Кто сложил бывшие
города. Кто имя дал
незапамятным странам.
Неведомые нам слова.
Все они полны смысла.
Все полно подвигов. Везде
герои прошли. "Знать" —
сладкое слово. "Помнить" —
страшное слово. Знать и
помнить. Помнить и знать.
Значит — верить.
Летали воздушные корабли.
Лился жидкий огонь. Сверкала
искра жизни и смерти.
Силою духа возносились
каменные глыбы. Ковался
чудесный клинок. Берегли
письмена мудрые тайны.
И вновь явно все. Все ново.
Сказка-предание сделалось
жизнью. И мы опять живем.
И опять изменимся. И опять
прикоснемся к земле.
Великое "сегодня" потускнеет
завтра. Но выступят
священные знаки. Тогда,
когда нужно. Их не заметят.
Кто знает? Но они жизнь
построят. Где же
священные знаки?

Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) — профессор, выдающийся учёный биолог. Известен своими трудами в области космической биологии. Многие зарубежные академии избрали А. Л. Чижевского своим действительным и почётным членом. А. Л. Чижевский был многогранно одарённой личностью. Его поэтическое творчество получило одобрение В. Маяковского. В. Брюсова и многих других деятелей литературы. А. Л. Чижевский хорошо известен и как художник-пейзажист. Его картины неоднократно удостаивались персональных выставок.
* * *
О беспредельном этом мире
В ночной тиши я размышлял,
А Шар Земной в живом эфире
Небесный свод круговращал.

О, как ничтожество земное
Язвило окрылённый дух!
О, как величие родное
Меня охватывало вдруг.

Непостижимое смятенье
Вне широты и долготы,
И свет, и головокруженье,
И воздух горней высоты.

И высота необычайно
Меня держала на весу,
И так была доступна тайна,
Что я весь мир в себе несу.

Иван Васильевич Лысцов (1934–1991) — педагог, геолог, поэт, автор многих поэтических книг. Самые известные из них «Белые хлебы», «Происхождение», «Лунинца». Известный художник Святослав Рерих, писал в своём отзыве о творчестве И. В. Лысцова: «Очень обрадовали стихи И. В. Лысцова. В них я нашёл не только цветистую самобытную образность языка, но и красивую, очень глубокую мысль. Наше чувство, наша мысль, наше сердце должны слиться в единый творческий порыв — тогда художник-поэт предстанет Великой тайне жизни во всей её Красоте, во всей несказуемой сложности и... простоте». Песни на стихи И. В. Лысцова вошли в репертуары многих русских народных ансамблей — «Замолкла звонкая гармошка», «Любушка», «Звонарь», «Песнь каюра»[9], «Упала первая пороша», «Сине море»[10], «Я розу не трону», «У кого есть милая», «Вернулся на Родину»)[11].
Рамки данной научной статьи не позволят отметить в должной мере вклад известных учёных в поэзию, музыку, песню. Но невозможно не отметить хотя бы имена наших учёных, внесших значительный вклад в сокровищницу отечественной поэзии: Луначарский А. В., Драверт П. Л., Семёнов-Тян-Шанский А. П., Филатов В. П., Серебровский А. С., Покровский Г. И., Несмеянов А. Н., Ефремов В. К., Сухарев Д. А., Волин А. М., Дубинин Н. П., Воскресенская М. Н., Кудрявцев Е. В., Фирсов Л. В.
В заключении хочется особо отметить дар поэтического творчества нашего современника, молодого учёного — Юрия Тубольцева (абитуриента аспирантуры по философии). Юрий Тубольцев современный словоэкспериментатор, авангардист-сюреалист, известен читателям журнала «Знание. Понимание. Умение» своими поэтическими миниатюрами, притчами, философскими этюдами. В своём словотворчестве является приверженцем В. Маяковского и В. Хлебникова.
Выводы
Произведён терминологический анализ наличия связи в понятиях — поэзия, наука, музы; определено, что музы в равной степени покровительствуют науке, поэзии искусствам. Показано, что поэзия неразрывно органически связана с наукой. Поэзия предоставляет в распоряжение науки средства для лаконичного выражения открытий и находок в виде афоризмов, пословиц, загадок. С другой стороны, с древних времён многие научные труды излагались в стихотворной форме. На примере деятельности известных учёных от древности до наших дней показана не только возможность успешного сочетания научной деятельности и поэтического творчества, но и представления научных работ в поэтической форме.


Сигачёв Александр Александрович — кандидат технических наук, старший научный сотрудник ЦНИИЧМ им. И. П. Бардина, член Союза писателей России (МГО СП РФ), гл. редактор журнала Фестиваля-конкурса «Юная Росса».
Sigachev Aleksandr Aleksandrovich — Candidate of Science, senior staff scientist of the I. P. Bardin Central Scientific and Research Institute of Ferrous Metals, a member of the Union of Russian Writers, senior editor of the journal of the Festival-contest “Youthful Rossa”.
E-mail: sigacheval(at)yandex.ru


[1] Энциклопедический словарь. БСЭ. М., 1955. Т. 2. С. 469.
[2] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. С. 348.
[3] Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. С. 397.
[4] Краткий словарь литературоведческих терминов. Мин. просвещения РСФСР. М., 1963. С. 119.
[5] Лукреций Т. К. О природе вещей. М. ; Л., 1945.
[6] Дератани Н. Ф., Тимофеева Н. А. Хрестоматия по античной литературе. Т. 2. М.: Просвещение, 1965.
[7i] Белинский В. Г. Соч. Ч. IV. — 5-е изд. М., 1891.
[8] Рерих Н. Письмена / Сост. В. Сидоров. М., 1974.
[9] Лысцов. И. В. Белые хлебы. М.: Современник, 1986. С. 53, 81, 140, 121.
[10] Лысцов. И. В. Происхождение. М.: Молодая гвардия, 1985. С. 91, 88.
[11] Лысцов. И. В. Лунинца. М.: Советский писатель», 1990. С. 92, 78.

Комментариев нет:

Отправить комментарий