http://www.detlit.ru/search_result.php
Музыкальная пьеса по мотивам поэмы Н. А. Некрасова
«МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»
«Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко
И – беру небеса во свидетели –
Уважаю тебя глубоко…»
Н.А.Некрасов
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Поэт - ведущий спектакль (Ведущий)
Дарья - русская крестьянка, жена Прокла
Маша и Гриша – дети Дарьи
Пахом - деревенский странник
Мороз, Красный нос - царь зимы
Лель - посланник лета
В массовых сценах принимают участие:: жители деревни, дудари, гудочники, свирельщики, флейтисты, звери лесные (свита Мороза: медведь, волк, лиса), детский хор;
Действие происходит в русской деревне во второй половине 19 века;
Музыкальное вступление, мелодекламация и музыкальный речитатив озвучиваются мелодией песни «Средь мира дольного»;
Нотное оформление музыкального спектакля представлено в приложении.
ВСТУПЛЕНИЕ
В качестве краткого музыкального вступления звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года», пьеса № 12 « Декабрь. Святки». Из-за кулис на авансцену выходят поэт в чёрном сюртуке с лирой в руках, исполняет речитатив «В минуту унынья, о, родина-мать!» и ариозо «Средь мира дольнего».
П о э т
(мелодический речитатив)
В минуту унынья, о, родина-мать!
Я мыслью вперёд улетаю.
Ещё суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Был гуще невежества мрак над тобой.
Удушливей сон непробудный,
Была ты глубоко несчастной страной,
Подавленной, рабски-бессудной.
Давно ли народ твой игрушкой служил
Позорным страстям господина?
Потомок татар, как коня, выводил
На рынок раба-славянина.
И русскую деву влекли на позор,
Свирепствовал бич без боязни,
И ужас народа при слове «набор»
Подобен был ужасу казни?
Довольно! Окончен с прошедшим расчёт,
Окончен расчёт господина!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.
И ношу твою облегчила судьба.
Сопутница дней славянина!
Ещё ты в семействе покуда – раба,
Но мать уже вольного сына!»
(Сразу, после прочтения речитатива, поэт поёт ариозо «Средь мира дольнего», обозначая аккомпанемент на лире)
поэт
(поёт)
Средь мира дольного
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую,
Взвесь силу твёрдую, -
Каким идти?
Одна просторная
Дорога – торная.
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная
Идёт толпа.
О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Кипит там вечная,
Бесчеловечная
Вражда-война
За блага бренные…
Там души пленные
Полны греха.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.
Другая – тесная,
Дорога честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
За обойдённого,
За угнетённого,
Стань в их ряды.
Иди к униженным,
Иди к обиженным –
Там нужен ты.
Поэт уходит за кулисы, прижимая к своей груди лиру. Звучит музыкальная пьеса П.И.Чайковского «Времена года», сочинение № 12 «Декабрь. Святки».
АКТ ПЕРВЫЙ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
На втором занавесе в качестве эпиграфа начертаны слова Н.А.Некрасова «Горькое время - горькие песни».
В красном углу крестьянской избы установлен небольшой алтарь. У святой иконы горит неугасимая лампада, мерцает слабое пламя свечи. Молодая вдова Дарья сидит у алтаря в траурном одеянии, шьёт мужу белый саван. Время от времени закрывает своё лицо руками, вытирает фартуком глаза. Детский хор исполняет песню «Три тяжкие доли…»
Х о р
(поёт)
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына-раба,
А третья – рабу покоряться,
Припев:
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Тот сердца наверно в груди не носил,
Кто слёз над тобою не лил!
Века протекали – всё к счастью стремилось,
Всё в мире по нескольку раз изменилось,
Одно неизменно у гордой Славянки -
Суровая доля крестьянки.
Припев:
Нелёгкие доли, как бремя легли
На женщину русской земли.
Тот сердца наверно в груди не носил,
Кто слёз над тобою не лил!..
Смолкла песня хора. Слышится голос поэта, декламирует «Ты всех красотою дивила»)
Поэт
(музыкальный речитатив)
«Ты всех красотою дивила,
Была и ловка, и сильна,
Но горе тебя иссушило,
Уснувшего Прокла жена!
Горда ты – ты плакать не хочешь,
Крепишься, но холст гробовой
Слезами невольно ты мочишь,
Сшивая проворной иглой.
Слеза за слезой упадает
На быстрые руки твои.
Так колос беззвучно роняет
Созревшие зёрна свои…»
На сцене появляются двое детей Дарьи: Маша ведёт за руку, ослабевшего от голода Гришу. Дарья берёт на руки Гришу, Маша стоит рядом с ними, гладит Гришу по головке. Дарья исполняет песню «Солёная»
Д а р ь я
(поёт)
Никто, как Бог!
Не ест, не пьёт
Меньшой сынок,
Гляди – умрёт!
Дала кусок,
Дала другой –
Не ест, кричит:
«Посыпь сольцой!»
А соли нет,
Хоть бы щепоть!
«Посыпь мукой,-
Шепнул Господь.
Раз-два куснул,
Скривил роток.
«Соли ещё!» -
Кричит сынок.
Опять мукой…
А на кусок
Слеза рекой!
Поел сынок!
Спасла сынка!
Сынка спасла!
Знать солона
Слеза была!..
Дарья перекрестилась, поднялась и ушла за кулисы, и увела своих детей. Исполняется музыкальная пьеса П.И.Чайковского «Времена года», сочинение № 12 «Декабрь. Святки».
КАРТИНА ВТОРАЯ
В качестве декорации на сцене – берёза со скворечником у русской избы. На втором занавесе в качестве эпиграфа начертаны слова Н.А.Некрасова «Тошен свет – правды нет».
Дарья стоит у берёзы, прижимает к себе двух своих детей под завыванье студеного ветра. Слышится голос поэта:
поэт
(музыкальный речитатив)
«Сурово метелица выла
И снегом кидала в окно,
Невесело солнце всходило:
В то утро свидетелем было
Печальной картины оно.
Савраска, запряженный в сани,
Понуро стоял у ворот;
Без лишних речей, без рыданий
Покойника вынес народ.
- Ну, трогай, Саврасушка! Трогай!
Натягивай крепче гужи!
Служил ты хозяину много,
В последний разок послужи!..
Не ветер гудит по ковыли
Не свадебный поезд гудит –
Родные по Прокле завыли,
По Прокле семья голосит…»
Основной текст песни «Что ж мало пожил ты на свете?» исполняет Дарья, детский хор вторит ей припевом
Д а р ь я
(поёт)
Что ж мало пожил ты на свете?
За что нас покинул, родной?
Одумал ты думушки эти,
Одумал с сырою землёй,-
Припев: (детский хор):
Кормилец, надежда ты наша,
Что ж нас ты покинул, родной?
Зачем же ты думушки эти
Одумал с сырою землёй?
Одумал, а нам оставаться
Велел во миру; сиротам,
Не свежей водой умываться,
Слезами горючими нам!
Припев (детский хор):
Кормилец, надежда ты наша,
Зачем нам велел, сиротам
Не свежей водой умываться,
Слезами горючими нам!
Смолкла песня хора, слышится голос поэта:
«Деревня ещё не сокрылась,
Мелькает в окошке огонь,
Шарахнулся в сторону конь,
И Дарья крестом осенилась.
(На сцене появляется деревенский странник Пахом)
Без шапки с ногами босыми,
С большим заострённым колом,
Внезапно предстал перед ними
Старинный знакомый Пахом.
Прикрыты рубахою женской,
Звенели вериги на нём;
Постукал дурак деревенский
В морозную землю колом,
Потом помычал сердобольно,
Вздохнул и сказал»:
П а х о м
(говорит на распев): Не беда!
На вас он работал довольно,
И ваша пришла череда!
(Поёт, обращая свой взор к небу)
Я – странник и пленник
В стране незнакомой,
В стране нелюдимой,
Я всеми забыт…
Висят мои гусли
На ветке вербовой
И песня умолкла,
Струна не звучит.
В лазурное небо,
Где солнце восходит
Я каждое утро
Смотрю на восток,
Как путник усталый
Приют свой находит,
Приметив в окошке
Родной огонёк.
Пусть песню простую
Никто не услышит,
Я с ней своё сердце
И голос солью…
Я странник и пленник
В темнице России,
Но песни свои
Царству неба пою!..
Странник исчезает также неожиданно, как и появился. На сцену выходит поэт.
поэт
(мелодический речитатив)
Затеял я речь о крестьянке
Затем, чтобы людям сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и нынче сыскать.
(указывает на Дарью)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, -
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублём подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идёт,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветёт
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!
По будням не любит безделья.
Зато вам её не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!» -
Твердят мужики меж собой.
В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!
(Берёт Дарью за руку и словно убеждает зрителей во всём сказанном, указывая рукой на неё)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой со взглядом цариц!
АКТ ВТОРОЙ
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Зимний лес. Дарья рубит дрова и складывает их на дровни. Под стук топора слышится голос поэта
поэт
(музыкальный речитатив)
«В дому ни полена дровишек…
Изба настудилась. Вдова,
Соседке, оставив детишек,
Отправилась в лес по дрова.
И солнце кругло и бездушно,
Как жёлтое око совы,
Глядело с небес равнодушно
На тяжкие муки вдовы.
И много ли струн оборвалось
У бедной крестьянской души,
Навеки сокрыто осталось
В лесной нелюдимой глуши.
Великое горе вдовицы
И матери малых сирот
Подслушали вольные птицы,
Но выдать не смели в народ…
Не псарь по дубравушке трубит, -
Сказать – не отыщешь слова,
Наплакавшись, колет и рубит
Дрова молодая вдова.
Срубивши, на дровни бросает –
Наполнить бы их поскорей,
И вряд ли сама замечает,
Как слёзоньки льют из очей…
Знай, рубит, не чувствует стужи,
Не слышит, что ноги знобит,
И, полная мыслью о муже,
Зовёт его, с ним говорит…»
Д а р ь ю ш к а
(мелодекламация)
Голубчик! Красавицу нашу
Весной в хороводе опять
Подхватят подруженьки Машу
И станут на ручках качать!
Станут качать
К верху бросать,
Маковкой звать,
Мак отряхать!
Вся раскраснеется наша
Маковым цветиком Маша,
Наша дочурка, друг мой,
С длинною русой косой!
Ножками бить и смеяться
Будет,… а мы-то с тобой,
Мы на неё любоваться
Будем, желанный ты мой!..
Слёзы мои не жемчужины,
Слёзы горюшки-вдовы,
Что же вы Господу нужны,
Чем ему дороги вы?..
Долги вы зимние ноченьки,
Скучно без милого спать,
Лишь бы не плакали оченьки,
Стану полотна я ткать.
Много натку я полотен,
Тонких, добротных новин.
Вырастет крепок и плотен,
Вырастет ласковый сын.
Будет по нашему месту
Он хоть куда женихом,
Высватать парню невесту
Сватов надёжных пошлём…
Смолкает песня. Дарья закрывает лицо рукавицами, качает головой из стороны в сторону, декламирует речитатив и продолжает рубить дрова (по ходу текста речитатива всплывают картины воспоминаний Дарьи)
Д а р ь я
(музыкальный речитатив)
Я ль не молила царицу небесную?
Я ли ленива была?
Ночью одна по икону чудесную
Я не сробела – пошла.
Милостив буди к крестьянину бедному,
Господи, всё отдаём,
Что по копейке, по грошику медному
Мы сколотили трудом!..
К утру упала звезда золотая
С Божьих небес в небытьё, -
Дунул Господь – сорвалась и упала,
Дрогнуло сердце моё.
Я к монастырским воротам с поклоном,
Стала на ноженьки, глядь –
Ворон сидит на кресте золочёном –
Дрогнуло сердце опять!..
Двинулась с миром икона святая,
Сестры запели её провожая…
Только ты милости нам не явила!..
Не осушила слезу…
(словно спохватившись)
Господи! Сколько я дров нарубила –
Не увезёшь на возу…
(Прислонившись к дереву, переводит дух; Слышатся слова поэта)
Поэт
(музыкальный речитатив)
«Стоит под сосной чуть живая,
Без думы, без стона, без слёз…
В лесу тишина гробовая –
День светел, крепчает мороз.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Дорога везде чародею,
Чу! Ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею.
Над самой её головой!
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт»
Мороз
(поёт)
Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?
Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда.
Пойду за моря-окияны –
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые. Шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
Войди в моё царство со мною
И будь ты царицею в нём!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснём…
Слышатся слова поэта
поэт
(музыкальный речитатив)
«И стал воеводушка сильный
Махать булавою над ней…
Он низенько к ней наклонился
И в Проклушку вдруг обратился…
В уста её, в очи и плечи
Седой чародей целовал
И те же ей сладкие речи.
Что милой на свадьбе шептал.
И так-то уж любо ей было
Внимать его сладким речам,
Что Дарьюшка очи закрыла,
Топор уронила к ногам,
Улыбка у горькой вдовицы
Играет на бледных губах,
Пушисты и белы ресницы,
Морозные иглы в бровях…
В сверкающий иней одета,
Стоит, холодеет она,
И снится ей жаркое лето –
Не вся ещё рожь свезена».
Проявляется Лель – посланник лета. Играет на своей волшебной свирели, осыпает Дарьюшку цветами.
КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ
Поэт выходят на авансцену с лирой в руках. Сценическому художественному слову поэта соответствуют сценические действия музыкального спектакля. Всплывают картины лета. Сцена словно раздвигается, давая простор всё новым картинам
поэт
(музыкальный речитатив)
Рожь сжата, - полегче всем стало!
Возили снопы мужики,
А Дарья картофель копала
С соседних полос у реки.
Свекровь её тут же, старушка,
Трудилась; на полном мешке
Красивая Маша-резвушка
Сидела с морковкой в руке.
Телега, скрипя, подъезжает, -
Савраска глядит на своих,
И Проклушка крупно шагает
За возом снопов золотых.
На небо взглянул: - Чай, не рано?
Испить бы… - Хозяйка встаёт
И Проклу из белого жбана
Напиться кваску подаёт.
Гришуха меж тем отозвался:
Горохом опутан кругом,
Проворный мальчуга казался
Бегущим зелёным кустом.
И Проклушка, став на телегу,
Машутку с собой посадил.
Вскочил и Гришуха с разбегу,
И с грохотом воз покатил.
Воробушков стая слетела
С снопов, над телегой взвилась.
И Дарьюшка долго смотрела,
От солнца рукой заслонясь.
Как дети с отцом приближались
К дымящейся риге своей,
И ей из снопов улыбались
Румяные лица детей…
Чу, песня! Знакомые звуки!
Хорош голосок у певца…
Последние признаки муки
У Дарьи исчезли с лица.
Лель
(поёт ориозо «Счастье петь», слова А.Сигачёва )
Счастье петь в родном краю
С милым повстречаясь,
Дождь да гром, да ель шатром –
Вот и счастье рая!..
Гром гремит… мы под шатром
Хвойным – он не тесен…
Счастье с Проклушкой вдвоём
Слушать хор небесный!
Ярче молния сверкай!
Флейты неба с нами,..
Частый дождик, осыпай
Синими цветами!..
Не смолкай, играй, играй,
Громче, флейта неба
Нам под елью с милым – рай,
Как Адаму с Евой!..
поэт
(музыкальный речитатив)
Душой, улетая за песней,
Она отдалась ей вполне…
Нет в мире той песни прелестней,
Которую слышим во сне!
Нигде так глубоко и вольно
Не дышит усталая грудь,
И ежели жить нам довольно,
Нам слаще нигде не уснуть!
Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес…
Конец музыкального спектакля
Музыкальная пьеса по мотивам поэмы Н. А. Некрасова
«МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»
«Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко
И – беру небеса во свидетели –
Уважаю тебя глубоко…»
Н.А.Некрасов
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Поэт - ведущий спектакль (Ведущий)
Дарья - русская крестьянка, жена Прокла
Маша и Гриша – дети Дарьи
Пахом - деревенский странник
Мороз, Красный нос - царь зимы
Лель - посланник лета
В массовых сценах принимают участие:: жители деревни, дудари, гудочники, свирельщики, флейтисты, звери лесные (свита Мороза: медведь, волк, лиса), детский хор;
Действие происходит в русской деревне во второй половине 19 века;
Музыкальное вступление, мелодекламация и музыкальный речитатив озвучиваются мелодией песни «Средь мира дольного»;
Нотное оформление музыкального спектакля представлено в приложении.
ВСТУПЛЕНИЕ
В качестве краткого музыкального вступления звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года», пьеса № 12 « Декабрь. Святки». Из-за кулис на авансцену выходят поэт в чёрном сюртуке с лирой в руках, исполняет речитатив «В минуту унынья, о, родина-мать!» и ариозо «Средь мира дольнего».
П о э т
(мелодический речитатив)
В минуту унынья, о, родина-мать!
Я мыслью вперёд улетаю.
Ещё суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Был гуще невежества мрак над тобой.
Удушливей сон непробудный,
Была ты глубоко несчастной страной,
Подавленной, рабски-бессудной.
Давно ли народ твой игрушкой служил
Позорным страстям господина?
Потомок татар, как коня, выводил
На рынок раба-славянина.
И русскую деву влекли на позор,
Свирепствовал бич без боязни,
И ужас народа при слове «набор»
Подобен был ужасу казни?
Довольно! Окончен с прошедшим расчёт,
Окончен расчёт господина!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.
И ношу твою облегчила судьба.
Сопутница дней славянина!
Ещё ты в семействе покуда – раба,
Но мать уже вольного сына!»
(Сразу, после прочтения речитатива, поэт поёт ариозо «Средь мира дольнего», обозначая аккомпанемент на лире)
поэт
(поёт)
Средь мира дольного
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую,
Взвесь силу твёрдую, -
Каким идти?
Одна просторная
Дорога – торная.
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная
Идёт толпа.
О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Кипит там вечная,
Бесчеловечная
Вражда-война
За блага бренные…
Там души пленные
Полны греха.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.
Другая – тесная,
Дорога честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
За обойдённого,
За угнетённого,
Стань в их ряды.
Иди к униженным,
Иди к обиженным –
Там нужен ты.
Поэт уходит за кулисы, прижимая к своей груди лиру. Звучит музыкальная пьеса П.И.Чайковского «Времена года», сочинение № 12 «Декабрь. Святки».
АКТ ПЕРВЫЙ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
На втором занавесе в качестве эпиграфа начертаны слова Н.А.Некрасова «Горькое время - горькие песни».
В красном углу крестьянской избы установлен небольшой алтарь. У святой иконы горит неугасимая лампада, мерцает слабое пламя свечи. Молодая вдова Дарья сидит у алтаря в траурном одеянии, шьёт мужу белый саван. Время от времени закрывает своё лицо руками, вытирает фартуком глаза. Детский хор исполняет песню «Три тяжкие доли…»
Х о р
(поёт)
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына-раба,
А третья – рабу покоряться,
Припев:
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Тот сердца наверно в груди не носил,
Кто слёз над тобою не лил!
Века протекали – всё к счастью стремилось,
Всё в мире по нескольку раз изменилось,
Одно неизменно у гордой Славянки -
Суровая доля крестьянки.
Припев:
Нелёгкие доли, как бремя легли
На женщину русской земли.
Тот сердца наверно в груди не носил,
Кто слёз над тобою не лил!..
Смолкла песня хора. Слышится голос поэта, декламирует «Ты всех красотою дивила»)
Поэт
(музыкальный речитатив)
«Ты всех красотою дивила,
Была и ловка, и сильна,
Но горе тебя иссушило,
Уснувшего Прокла жена!
Горда ты – ты плакать не хочешь,
Крепишься, но холст гробовой
Слезами невольно ты мочишь,
Сшивая проворной иглой.
Слеза за слезой упадает
На быстрые руки твои.
Так колос беззвучно роняет
Созревшие зёрна свои…»
На сцене появляются двое детей Дарьи: Маша ведёт за руку, ослабевшего от голода Гришу. Дарья берёт на руки Гришу, Маша стоит рядом с ними, гладит Гришу по головке. Дарья исполняет песню «Солёная»
Д а р ь я
(поёт)
Никто, как Бог!
Не ест, не пьёт
Меньшой сынок,
Гляди – умрёт!
Дала кусок,
Дала другой –
Не ест, кричит:
«Посыпь сольцой!»
А соли нет,
Хоть бы щепоть!
«Посыпь мукой,-
Шепнул Господь.
Раз-два куснул,
Скривил роток.
«Соли ещё!» -
Кричит сынок.
Опять мукой…
А на кусок
Слеза рекой!
Поел сынок!
Спасла сынка!
Сынка спасла!
Знать солона
Слеза была!..
Дарья перекрестилась, поднялась и ушла за кулисы, и увела своих детей. Исполняется музыкальная пьеса П.И.Чайковского «Времена года», сочинение № 12 «Декабрь. Святки».
КАРТИНА ВТОРАЯ
В качестве декорации на сцене – берёза со скворечником у русской избы. На втором занавесе в качестве эпиграфа начертаны слова Н.А.Некрасова «Тошен свет – правды нет».
Дарья стоит у берёзы, прижимает к себе двух своих детей под завыванье студеного ветра. Слышится голос поэта:
поэт
(музыкальный речитатив)
«Сурово метелица выла
И снегом кидала в окно,
Невесело солнце всходило:
В то утро свидетелем было
Печальной картины оно.
Савраска, запряженный в сани,
Понуро стоял у ворот;
Без лишних речей, без рыданий
Покойника вынес народ.
- Ну, трогай, Саврасушка! Трогай!
Натягивай крепче гужи!
Служил ты хозяину много,
В последний разок послужи!..
Не ветер гудит по ковыли
Не свадебный поезд гудит –
Родные по Прокле завыли,
По Прокле семья голосит…»
Основной текст песни «Что ж мало пожил ты на свете?» исполняет Дарья, детский хор вторит ей припевом
Д а р ь я
(поёт)
Что ж мало пожил ты на свете?
За что нас покинул, родной?
Одумал ты думушки эти,
Одумал с сырою землёй,-
Припев: (детский хор):
Кормилец, надежда ты наша,
Что ж нас ты покинул, родной?
Зачем же ты думушки эти
Одумал с сырою землёй?
Одумал, а нам оставаться
Велел во миру; сиротам,
Не свежей водой умываться,
Слезами горючими нам!
Припев (детский хор):
Кормилец, надежда ты наша,
Зачем нам велел, сиротам
Не свежей водой умываться,
Слезами горючими нам!
Смолкла песня хора, слышится голос поэта:
«Деревня ещё не сокрылась,
Мелькает в окошке огонь,
Шарахнулся в сторону конь,
И Дарья крестом осенилась.
(На сцене появляется деревенский странник Пахом)
Без шапки с ногами босыми,
С большим заострённым колом,
Внезапно предстал перед ними
Старинный знакомый Пахом.
Прикрыты рубахою женской,
Звенели вериги на нём;
Постукал дурак деревенский
В морозную землю колом,
Потом помычал сердобольно,
Вздохнул и сказал»:
П а х о м
(говорит на распев): Не беда!
На вас он работал довольно,
И ваша пришла череда!
(Поёт, обращая свой взор к небу)
Я – странник и пленник
В стране незнакомой,
В стране нелюдимой,
Я всеми забыт…
Висят мои гусли
На ветке вербовой
И песня умолкла,
Струна не звучит.
В лазурное небо,
Где солнце восходит
Я каждое утро
Смотрю на восток,
Как путник усталый
Приют свой находит,
Приметив в окошке
Родной огонёк.
Пусть песню простую
Никто не услышит,
Я с ней своё сердце
И голос солью…
Я странник и пленник
В темнице России,
Но песни свои
Царству неба пою!..
Странник исчезает также неожиданно, как и появился. На сцену выходит поэт.
поэт
(мелодический речитатив)
Затеял я речь о крестьянке
Затем, чтобы людям сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и нынче сыскать.
(указывает на Дарью)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, -
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублём подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идёт,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветёт
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!
По будням не любит безделья.
Зато вам её не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!» -
Твердят мужики меж собой.
В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!
(Берёт Дарью за руку и словно убеждает зрителей во всём сказанном, указывая рукой на неё)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой со взглядом цариц!
АКТ ВТОРОЙ
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Зимний лес. Дарья рубит дрова и складывает их на дровни. Под стук топора слышится голос поэта
поэт
(музыкальный речитатив)
«В дому ни полена дровишек…
Изба настудилась. Вдова,
Соседке, оставив детишек,
Отправилась в лес по дрова.
И солнце кругло и бездушно,
Как жёлтое око совы,
Глядело с небес равнодушно
На тяжкие муки вдовы.
И много ли струн оборвалось
У бедной крестьянской души,
Навеки сокрыто осталось
В лесной нелюдимой глуши.
Великое горе вдовицы
И матери малых сирот
Подслушали вольные птицы,
Но выдать не смели в народ…
Не псарь по дубравушке трубит, -
Сказать – не отыщешь слова,
Наплакавшись, колет и рубит
Дрова молодая вдова.
Срубивши, на дровни бросает –
Наполнить бы их поскорей,
И вряд ли сама замечает,
Как слёзоньки льют из очей…
Знай, рубит, не чувствует стужи,
Не слышит, что ноги знобит,
И, полная мыслью о муже,
Зовёт его, с ним говорит…»
Д а р ь ю ш к а
(мелодекламация)
Голубчик! Красавицу нашу
Весной в хороводе опять
Подхватят подруженьки Машу
И станут на ручках качать!
Станут качать
К верху бросать,
Маковкой звать,
Мак отряхать!
Вся раскраснеется наша
Маковым цветиком Маша,
Наша дочурка, друг мой,
С длинною русой косой!
Ножками бить и смеяться
Будет,… а мы-то с тобой,
Мы на неё любоваться
Будем, желанный ты мой!..
Слёзы мои не жемчужины,
Слёзы горюшки-вдовы,
Что же вы Господу нужны,
Чем ему дороги вы?..
Долги вы зимние ноченьки,
Скучно без милого спать,
Лишь бы не плакали оченьки,
Стану полотна я ткать.
Много натку я полотен,
Тонких, добротных новин.
Вырастет крепок и плотен,
Вырастет ласковый сын.
Будет по нашему месту
Он хоть куда женихом,
Высватать парню невесту
Сватов надёжных пошлём…
Смолкает песня. Дарья закрывает лицо рукавицами, качает головой из стороны в сторону, декламирует речитатив и продолжает рубить дрова (по ходу текста речитатива всплывают картины воспоминаний Дарьи)
Д а р ь я
(музыкальный речитатив)
Я ль не молила царицу небесную?
Я ли ленива была?
Ночью одна по икону чудесную
Я не сробела – пошла.
Милостив буди к крестьянину бедному,
Господи, всё отдаём,
Что по копейке, по грошику медному
Мы сколотили трудом!..
К утру упала звезда золотая
С Божьих небес в небытьё, -
Дунул Господь – сорвалась и упала,
Дрогнуло сердце моё.
Я к монастырским воротам с поклоном,
Стала на ноженьки, глядь –
Ворон сидит на кресте золочёном –
Дрогнуло сердце опять!..
Двинулась с миром икона святая,
Сестры запели её провожая…
Только ты милости нам не явила!..
Не осушила слезу…
(словно спохватившись)
Господи! Сколько я дров нарубила –
Не увезёшь на возу…
(Прислонившись к дереву, переводит дух; Слышатся слова поэта)
Поэт
(музыкальный речитатив)
«Стоит под сосной чуть живая,
Без думы, без стона, без слёз…
В лесу тишина гробовая –
День светел, крепчает мороз.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Дорога везде чародею,
Чу! Ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею.
Над самой её головой!
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт»
Мороз
(поёт)
Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?
Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда.
Пойду за моря-окияны –
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые. Шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
Войди в моё царство со мною
И будь ты царицею в нём!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснём…
Слышатся слова поэта
поэт
(музыкальный речитатив)
«И стал воеводушка сильный
Махать булавою над ней…
Он низенько к ней наклонился
И в Проклушку вдруг обратился…
В уста её, в очи и плечи
Седой чародей целовал
И те же ей сладкие речи.
Что милой на свадьбе шептал.
И так-то уж любо ей было
Внимать его сладким речам,
Что Дарьюшка очи закрыла,
Топор уронила к ногам,
Улыбка у горькой вдовицы
Играет на бледных губах,
Пушисты и белы ресницы,
Морозные иглы в бровях…
В сверкающий иней одета,
Стоит, холодеет она,
И снится ей жаркое лето –
Не вся ещё рожь свезена».
Проявляется Лель – посланник лета. Играет на своей волшебной свирели, осыпает Дарьюшку цветами.
КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ
Поэт выходят на авансцену с лирой в руках. Сценическому художественному слову поэта соответствуют сценические действия музыкального спектакля. Всплывают картины лета. Сцена словно раздвигается, давая простор всё новым картинам
поэт
(музыкальный речитатив)
Рожь сжата, - полегче всем стало!
Возили снопы мужики,
А Дарья картофель копала
С соседних полос у реки.
Свекровь её тут же, старушка,
Трудилась; на полном мешке
Красивая Маша-резвушка
Сидела с морковкой в руке.
Телега, скрипя, подъезжает, -
Савраска глядит на своих,
И Проклушка крупно шагает
За возом снопов золотых.
На небо взглянул: - Чай, не рано?
Испить бы… - Хозяйка встаёт
И Проклу из белого жбана
Напиться кваску подаёт.
Гришуха меж тем отозвался:
Горохом опутан кругом,
Проворный мальчуга казался
Бегущим зелёным кустом.
И Проклушка, став на телегу,
Машутку с собой посадил.
Вскочил и Гришуха с разбегу,
И с грохотом воз покатил.
Воробушков стая слетела
С снопов, над телегой взвилась.
И Дарьюшка долго смотрела,
От солнца рукой заслонясь.
Как дети с отцом приближались
К дымящейся риге своей,
И ей из снопов улыбались
Румяные лица детей…
Чу, песня! Знакомые звуки!
Хорош голосок у певца…
Последние признаки муки
У Дарьи исчезли с лица.
Лель
(поёт ориозо «Счастье петь», слова А.Сигачёва )
Счастье петь в родном краю
С милым повстречаясь,
Дождь да гром, да ель шатром –
Вот и счастье рая!..
Гром гремит… мы под шатром
Хвойным – он не тесен…
Счастье с Проклушкой вдвоём
Слушать хор небесный!
Ярче молния сверкай!
Флейты неба с нами,..
Частый дождик, осыпай
Синими цветами!..
Не смолкай, играй, играй,
Громче, флейта неба
Нам под елью с милым – рай,
Как Адаму с Евой!..
поэт
(музыкальный речитатив)
Душой, улетая за песней,
Она отдалась ей вполне…
Нет в мире той песни прелестней,
Которую слышим во сне!
Нигде так глубоко и вольно
Не дышит усталая грудь,
И ежели жить нам довольно,
Нам слаще нигде не уснуть!
Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес…
Конец музыкального спектакля
Комментариев нет:
Отправить комментарий