суббота, 26 марта 2011 г.

Духовность науки. Александр СИГАЧЁВ


 В данном кратком обозрении показано, что духовность в науке находится впереди и выше материального её аспекта, подобно тому, как в реальности, созданию материального предмета предшествует осмысление его в интеллекте. То, к чему стремится человек на пути, освещённом разумом, и есть именно тот плод, к которому он стремился всеми усилиями своего интеллекта. Наука как таковая, если отбросить все бесплодные эмоции, продолжает сохранять духовное ядро целей и задач в арсенале фундаментальных понятий, что объективно и определяет саму постановку научных задач и научные методы их решений. Такие проявления жизни, как опыт,  анализ и другие - успешно пользуются мышлением, интуицией, которыми подсказываются код Природы, показываются те или иные её сокровенные знаки.

Ключевые слова: духовность, интуиция, наука, опыт, разум, интеллект, сознание, эксперимент.

Были времена (как в сказке), когда мы верили в то, что атомная энергия будет «использована исключительно в мирных целях» и не принесёт никакого вреда счастливому и здоровому обществу.  Однако не так давно наши иллюзии рассеялись, и весь мир ужаснулся от одного страшного слова  - «Чернобыль». И теперь ни для кого не секрет, что с помощью средств массовой информации с невиданным мастерством можно создать завесу обмана и иллюзии. Учёные долго умудрялись сохранять безупречную репутацию рыцарей Истины, затворившихся в своих башнях из слоновой кости. Учёные «корифеи», занявшие все ключевые посты в системе образования, промышленности, в правительстве, в медицине, известны своим умением сочетать свои научные исследования с личными убеждениями, пристрастиями и амбициями, подгоняя под них полученные «научные» результаты и устраняя неугодных «инакомыслящих». Поиск Истины подменяется искажениями фактов, фабрикациями и подтасовками. Этот антинаучный метод применяется и в фундаментальной области научного поиска – исследовании Природы и происхождения жизни.

По научным теориям – жизнь произошла из материи. Возникнув из химических соединений, входящих в состав так называемого «первичного бульона»: аминокислот, белков и других необходимых веществ. Однако физик Хьюберт Йоки с помощью теории информации доказал, что даже одиночная молекула белка  (не говоря уже о сложных организмах), не могла возникнуть случайно и, вопреки всем современным принятым теориям, следует признать, что сценарий, который описывал бы зарождение жизни на Земле, - ещё не написан. Сходным образом, сформированные мнения учёных и о том, что Солнце, звёзды, планеты, галактики и сознательная жизнь неожиданно возникли в результате «Большого взрыва», - не выдерживают серьёзной критики. Э. Годвин, биолог из Пристанского университета, сравнивает вероятность возникновения в результате «Большого взрыва» такой планеты, как Земля, насёлённая разумными существами, с вероятностью возникновения полного словаря английского языка при взрыве Лондонской типографии.

Сегодня имеются достаточно веские основания, подтверждённые  научными фактами, позволяющие открыто заявить, что и в духовной области действуют те же законы, что и в материальных сферах во Вселенной. Более того, духовные составляющие Законов Природы, находятся впереди и выше их материальных, физических составляющих и предшествуют им. Это подобно тому, как созданию материального предмета в обычной жизни человека, предшествует осмысление в интеллекте  этого создаваемого предмета. То, к чему стремится человек на пути, освещённом разумом, и есть именно тот плод, к которому он стремился всеми усилиями своего интеллекта. В начале ХХ века Альберт Эйнштейн ввёл понятие четвёртого измерения (три – измерения пространственных и одно – временное). В настоящее время, по мере того, как обнаруживаются новые следствия уравнений гравитационного поля, выдвинутых Альбертом Эйнштейном, физикам приходится вводить всё новые измерения. Так, физик-теоретик П.Дэвис пишет: «В дополнение к трём пространственным измерениям и одному – временному, которые мы воспринимаем в повседневной жизни, существует ещё семь измерений, которые до сей поры, ни кем замечены не были»[1].

Совершенно очевидно, что современные учёные материалисты вынуждены выдвигать всё новые объяснения Природы Вселенной, которые выходят далеко за границы привычных представлений. Они не умещаются в рамках обыденного сознания. Если современная наука всерьёз допускает подобную «растяжку ума», обсуждением существования высших материальных измерений, что же мешает допустить возможность существования измерения принципиально иной природы - духовной. Наличие бесконечного многообразия свойств Вселенной, их всеобщий детерминизм  и закономерность их проявлений, наводит на мысль о том, что она создана разумным Творцом, и, если это так, то есть надежда получить информацию от Него о природе окружающего нас мира, хотя бы опосредствовано.

Так же как и в современной физике, согласно учению Древнерусских и Арийских Вед, мельчайшей структурной единицей материи является атом (на санскрите – анну). Веды  также говорят о существовании атомов сознания (Атма) и Высшего Сознания, Сверхдуши (Параматма). Сознание является фундаментальным аспектом реальности и не может быть исключено  из теорий, претендующих на исчерпывающее описание законов Природы и Космоса. Сейчас, когда учёные говорят о пространственно-временных туннелях, соединяющих разные области космоса, о Вселенных, в которых время течёт вспять, об 11-ти измерениях пространства-времени, трансцендентальные концепции постоянно изменяющегося Мира не должны отвергаться учёными прямо с порога. Инфляционная модель Вселенной и теория «Большого взрыва», которые построены на очень зыбком математическом и теоретическом фундаментах, не смогли дать удовлетворительных ответов на основные вопросы, касающиеся природы Вселенной, галактик, планет и форм жизни, существующих на них. Поэтому, разумный человек не должен отвергать альтернативную возможность объяснение природы Вселенной, на основе представления о Высшем Разуме Создателя, сотворившем её.

Философ Г. Фейгл, директор Центра философии и естественных наук в Миннесоте писал:[2] «Как гласит поговорка, научная психология, потеряв сначала душу, затем сознание, похоже, скоро лишится  и ума». В этих словах отразилась одна из основных тенденций современной научной мысли – попытка свести все духовные  и психологические явления к биохимическим процессам, происходящим в мозгу. Некоторые учёные всерьёз заявляют, что если человек представляет собой сложную мыслящую машину, то не исключено, что им тоже удастся искусственно создать аналогичную машину и, что искусственный интеллект заменит человека во всех сферах его деятельности. А. Харкине, профессор университета в Миннесоте, директор программы «Образование будущего», писал: «К 2000 году люди начнут вступать в брак с роботами, и обществу придётся переосмыслить само понятие «человек».

Планета, населённая гуманоидами-компьютерами, может греть сердца страстных любителей научной фантастики, но учитывает ли подобная «наука» истинные качество человека, отличающие его от мёртвой материи? Не забывают ли учёные о фундаментальном отличии между живым человеком и механическим роботом? Опираясь на физико-механическую предпосылку, учёные приступают к изучению мозга с целью понять механизм его деятельности, чтобы научиться управлять им, воспроизводить все его функции, включая то, что мы называем сознанием.  А что, если в основе сознания лежат нефизические силы и принципы? Основа нашего опыта составляет сознание, но его невозможно описать, как химическую реакцию, силу тяжести и другие физико-химические явления. Это не ставит под сомнение факт существования сознания, о нём каждый знает по собственному опыту. Механистический подход может позволить описывать только поведение, связанное с сознанием, но не само сознание. Например, каждый по собственному опыту знает, что такое больно, несмотря на это, боль не поддаётся физическому описанию. У нас нет никаких оснований считать, что машина чувствует боль. Сподвижник Дарвина Т. Гексли, указывая, что феномен сознания не поддаётся упрощению, писал:[3] «Основное положение материализма гласит, что в мирозданье не существует ничего кроме материи и силы, и что все остальные природные явления можно объяснить, исходя из этих двух начал... Однако совершенно очевидно, что существует третье начало и объект познания во Вселенной – сознание, которое нельзя считать ни материей, ни силой, ни какой-либо производной от того или другого». С другой стороны, философ К. Поппер в своей книге «Индивидуальность и мозг» сформулировал теорию взаимодействия ума и мозга, придерживаясь материалистичной концепции сознания, высказался так, что ум каким-то образом возникает из материи, а затем с ней взаимодействует. Но о том, каким образом  неожиданно возникает нематериальный ум из материи? - ответа не даётся. Но просто сказать, что ум, это порождение мозга. Такая «упрощённость» прибавляет ещё больше вопросов к этой проблеме, и ставит ситуацию не в лучшее положение, чем космологи, считающие, что вся Вселенная возникла буквально из ничего, из абсолютной пустоты. Большинство учёных, основываясь на том, что при, например, повреждении мозгового центра, человек теряет способность говорить, что изменения в мозге влекут за собой изменения в умственной деятельности, что, следовательно, ум является продуктом физического мозга. В противном случае состояние мозга не влияло бы на психическое состояние человека. Однако следует посмотреть на эту проблему иначе. Подобная взаимосвязь может быть вызвана тем, что разум «использует» мозг для определённых целей, подобно тому, как  оператор использует компьютер для решения определённых задач. Если, к примеру, компьютер выйдет из строя, это может не позволить оператору справиться с решением поставленной задачи. Если какая-нибудь ячейка памяти компьютера будет повреждена, это может привести к полной потере информации. Мозг подобен компьютеру и поражение какого-либо центра мозга или химическое вмешательство в его деятельность приводит к нарушению умственных функций, хотя разум при этом остаётся независимой структурой. Аналогичных представлений придерживается известный нейрохирург У. Пенфильд,  он пишет:[4]  «В каком-то смысле ум, используя механизмы мышления, программирует мозг». 

Отсутствие механизма связи между сознающим «Я» и материей – главный недостаток дуалистической теории Декарта. Концепция о наличие души в человеке служит этим связующим звеном. Душа является источником памяти, знания, умения. Доказательством творческой потенции души можно считать такой феномен, как вдохновение, когда на человека снисходит озарение и самые невероятно сложные идеи в законченном виде возникают в сознании, словно подсказанные извне.  Вдохновение играет определяющую роль во всех областях человеческой деятельности. Вот, к примеру, как Моцарт описал своё вдохновение: «Когда я в хорошем настроении и хорошо себя чувствую, когда я прогуливаюсь или еду в коляске, мысли толпятся в моей голове, входя в неё с величайшей лёгкостью. Как и откуда они приходят? Я не знаю и никак не причастен к этому. Вдруг появляется целостная мелодия. Композиция приходит не последовательно, не по частям, не в деталях, но вся сразу, во всей своей полноте, так что моё воображение позволяет мне услышать её целиком»[5]. В качестве примера можно привести открытие сделанное математиком Карлом Гауссом. После многолетних и безуспешных попыток доказать теорему целых чисел, Гаусса внезапно осенило решение. Он описал это так: «Наконец, два дня назад, мне удалось доказать эту теорему. Решение промелькнуло в моём мозгу, как внезапная вспышка молнии. Я не могу сказать, что явилось связующей нитью, соединившей мои прошлые знания с мыслью, которая натолкнула меня на верное решение»[6]. В этих примерах появились две существенные особенности вдохновения. Во-первых, источник вдохновения лежит вне сферы субъективного  восприятия человека; во-вторых, оно снабжает человека информацией, которую невозможно обрести сознательными усилиями. Вдохновение играет важнейшую роль при решении сложных естественно научных и математических задач. Практически все великие научные открытия совершаются благодаря внезапному озарению.

Сознание может действовать вне материального тела человека и помимо  человека, как высшая энергия Разума. Подобно всякой энергии, сознание существует вечно и переходит из одного состояния и качества - в другое, но количественно остаётся постоянным (const.) – закон сохранения энергии. Как это ни парадоксально может показаться на первый взгляд, но сознание находится в строгом соответствии со всеми физико-химическими законами материального мира: всех трёх законов термодинамики, законов Ньютона. Все эти законы вечно были известны человечеству: они вспоминаются людьми, забываются и снова вспоминаются и забываются, но  от этого их вечная природа не перестаёт быть истинной. Наряду с материальной низшей энергией, существует высшая духовная энергия. Низшая энергия имеет свойства превращаться в различные виды энергии. Высшая энергия играет роль Мирового Сознания. Благодаря такому всеобъемлющему взаимодействию Всемирный Разум легко может управлять Миром. Люди погружены в океан Мирового Сознания, подобно тому, как Земля погружена в океан электромагнитного излучения Солнца. Интересно, что тело любого живого существа заряжено электромагнетизмом, так что можно намагнитить кусок железа, и этот магнит, хотя и слабый, может возбуждать электрический ток, который, в свою очередь, произведёт свет, теплоту, движение, химическое разложение веществ. Сознание состоит из энергии, которую излучает душа. Мощность и поток этой энергии у всех людей различны и заложены в «программу» семени каждой души. Души настолько малы, что свободно могут пронизывать все предметы материального мира, подобно тому, как ветер свободно пронизывает рыбацкие сети.

Все известные физические законы природы не только находятся в строгом соответствии с законами проявления разума, но и являются производными от них. «Семя» любого закона природы берёт своё начало из интеллекта, как составной части разума. Любое творение рук человеческих предварительно зарождается и созревает в недрах интеллекта, обретая вид физического образа, который, в свою очередь, и воплощается на практике. Всякому действию в материальной природе предшествует мысль, план, творчество и созидание»[7].

Данная научная статья в целом носит обзорный характер о связи фундаментальных наук и духовности, поэтому, в заключении представляется целесообразным в этом вопросе прислушаться к мнению Лейбница Г.В., выдающегося логика, философа, математика, физика[8]: «Если бы имела место завершённая наука, то её обладатель, с помощью точных доказательств, сделал бы для себя ясным вывод о том,  что может быть установлено о Боге и о душе. Человек возлюбит Бога превыше всего, когда постигнет Его красоту; он удовлетворился бы и возрадовался всему происходящему, когда убедился бы, что всё устроено наилучшим образом и происходит к благу любящих Бога. Поэтому он будет освобождён от того страха, которым охвачены слабые души, почитающие Бога из рабской боязни. Но человеческий род, с точки зрения отношения его к наукам, служащим нашему счастью, похож на толпу людей, которые бредут в потёмках без всякого порядка, не придавая шествию определённого направления. Вместо того чтобы, взявшись за руки, вести друг друга, не сбиваясь с дороги, мы спешим наугад, куда попало, наталкиваемся друг на друга, не помогая себе и не поддерживая другого. В результате  мы все глубоко вязнем в болоте бесконечных сомнений. Не единому смертному не дано возжечь светильник, способный разогнать темноту; секты и предводители сект только и могут, что совращать нас с пути, подобно обманчивому мерцанию блуждающих огней. И лишь Солнцу наших душ предназначено воссиять. Наибольшее, чем мы можем помочь себе, - это соединить наши труды и вести работу совместно по порядку. Однако вместо того, чтобы браться за исследования, за которые до него ещё никто не принимался, всей толпой устремляются к тому, что уже делали раньше другие или повторяют друг друга и вечно ссорятся между собой. То, что построил один, с ходу опрокидывает другой, стремящийся основать свою репутацию на обломках репутации чужой.  Однако и его ждёт такая же участь. Всё дело в том, что они ищут славу, а не Истину, и стараются ослепить других, а не просветить самих себя.  Надо очистить исследования от шелухи ненужных прикрас и выразить чётким языком в порядке их зависимости друг от друга и по темам. Взаимосвязь их выразится вскоре сама собой, и одна истина будет доказывать другую. Так незаметно создадутся элементы всех знаний, какие уже накоплены людьми, они станут достоянием потомства, которые будут удивлены нашим богатствам, о которых мы теперь и сами ещё не знаем, потому что они рассеяны и затеряны среди океана пустых книг и, сектантски настроенных науках. Там и сям  обнаруживаются множества прекрасных мыслей и высказываний талантливых людей, имеется множество важных навыков и наблюдений у мастеров своего дела. Бездна книг и путаница всего, что в них говорится, ужасают нас и отнимают надежду извлечь из них какое-либо твёрдое знание. А иные исподтишка над коллегами посмеиваются, а у самих за душой нет ничего, кроме вздора и пустяков; при этом они отдают предпочтение всему наименее трудному и наиболее приятному. Эти люди искатели лишь развлечений, то есть попусту тратят лишь время, между тем как дух их пребывает в кромешной тьме. Далеко ли можно продвинуться в науке, если только думать о том, чтобы сломать, а не построить, задержать товарища, а не шагать с ним рядом, избирать противоположные пути, ожесточаясь один против другого... Возможно, что среди талантливых людей, которых так много будет в цветущем королевстве, и в особенности  при его дворе, представляющий собою собрание выдающихся личностей... Среди спокойствия, осенённого славой, наука вознеслась бы настолько высоко, насколько это в силах человеческих, - это главное украшение мира, драгоценное сокровище человечества».     

Использованная литература:
[1] Paul Davies “The eleventh Dimension”, Science Digest (January 1984, p. 72)
[2] Herbert Feigl, the «Mental» and «Physical» (Minneapolis: University of Minnesota Press, 1967), p.3
[3] T.H. Hukley, Essays Upon Some Controver ted Questious (London: Macmillan, 1892)
[4] Wilder Penfield  “Epilepsy, Neurophysiology, and Brain Mechanisms” ,Basic Mechanisms or Epilepsies, ed. H.H. Jasper (Boston: Little, Brown, 1969
[5] Jacgues Hadamard, The Psychology of Jnvention in the Mathematical Field (Princeton: Princeton University Press, 1949)/
[6] Jacgues Hadamard, the Psichology of Jnvention in the Matematical Field
[7] Сигачев А.А. «Наука и Сознание»,  электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», №1, 2009 – Философия. Политология.  
[8] Лейбниц Г.В. «Сочинение в з-х томах, т.3, АН СССР, ин-т философии, «Мысль», М., 1984, с. 435

Комментариев нет:

Отправить комментарий